Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

К 80-летию со дня рождения художника. Эдуард Штейнберг



"Если в колодце живет вода…"

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Эдуарда Штейнберга.

Проект в ММОМА покажет работы, ранее никогда не представленные российской публике - графические листы, акварели, гуашь и коллажи, большая часть из которых находится в коллекции семьи Штейнберга. Экспозиция охватывает все периоды творчества художника, с 1960 года до последней работы автора, созданной в 2011 г., и познакомит зрителя с новым "неканоническим образом" мастера. Выставка повествует не о Штейнберге-классике геометрической абстракции или Штейнберге-последователе Малевича, а о Штейнберге-графике, о полном пути развития мастера. Собрание работ и архитектурное решение экспозиции позволят рассмотреть авторские приемы, методы в контексте мировых течений, причем не только изобразительного искусства, но и философии, и литературы. Куратор проекта Наталья Смолянская сознательно уходит от практически энциклопедического понимания Штейнберга, как бы заново переосмысляя его.

Архитектор проекта Сергей Ситар разделил экспозиционное пространство на шесть тематических блоков: "Почвенничество", "Экзистенциализм", "Метафизический натюрморт", "Дневники", "Метагеометрия" и "Синтез", каждый из которых шаг за шагом расшифровывает воззрения художника на мир и искусство, исследует процесс его становления. Зрителю важно рассказать, что есть для автора идея почвенничества и как он пришел к экзистенциальному осмыслению судьбы своего поколения и себя.

Эдуард Штейнберг говорил о том, что творца должна питать история его страны со всеми ее проблемами. Почвенничество, о котором мыслит Штейнберг, - это целостность, объединение людей одной культуры, независимо от их социального положения, и их соединение с другими культурами. При таком объяснении и при этом ощущении "…оставшегося за полями художественной практики с ее иерархией и темпом…" мастер формулирует для себя принципы экзистенциального существования.

Раздел "Метафизический натюрморт" показывает переходный этап в творчестве мастера: трансформацию объектов, составляющих натюрморт, в знаки. "Дневники" прослеживают, как художник в своем творчестве "перерабатывает" факты повседневности: например, его "поминальные записки", где почти каждая работа - это переживание утраты близкого. "Метагеометрия" демонстрирует метод, художественный язык, к которому художник пришел с помощью редукции. Его объекты приобретают "идеальную" форму, геометрическую, потому что отражают его "идеальный мир". Задача раздела "Синтез" заключается в возможности понять специфику художественного выражения Штейнберга как соединения опыта жизненного, встреч и беспокойств, и опыта духовных поисков.

На протяжении последних 20 лет сообщество транслировало только одну форму художественной грамматики (т.е. языка) автора, но выставка в ММОМА призвана показать Штейнберга, таким, каким он ощущал себя сам - творцом, не считающим себя абстрактным художником.

Эдуард Штейнберг (3 марта 1937, Москва - 28 марта 2012, Париж). Родился в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга. Специального художественного образования не имел; учился рисованию под руководством отца, увлекался культурой Серебряного века. В 1962 году переехал в Москву, подружился с "лианозовцами" и будущими "сретенцами". Впервые выставился вместе с Владимиром Яковлевым (1963). Жил в Париже, где имел собственную мастерскую, Москве и Тарусе. С 1988 года на постоянной основе сотрудничал с галереей Клода Бернара в Париже.

Работы находятся в многочисленных публичных собраниях, среди которых: Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Музей современного искусства (Висбург, Германия), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фонд Колодзей Арт (Нью- Джерси, США), а также частных коллекциях Ротшильда (Париж, Франция), Георгия Костяки (Греция) и многих др. К изданию готовится каталог на русском и английском языках.

Куратор: Наталья Смолянская

Архитектор: Сергей Ситар

Даты проведения: 6 февраля - 19 марта

ММОМА, Гоголевский 10/2