Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова" в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева



28 апреля 2017 года в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева и фонде IN ARTIBUS откроется масштабный двухчастный проект "Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова", посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора.

Более 140 произведений, включая графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео, предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и другие.

Куратор выставки Сергей Хачатуров комментирует: "Наследие великого зодчего Баженова известно, однако существует загадочный и таинственный раздел в его творчестве, который называется "готический вкус". Он давно привлекает специалистов, но тем не менее никем не рассматривался как сюжет огромной выставки. При этом смыслы и идеи, связанные с русской готикой, помогают лучше понять диалог века Просвещения и века сегодняшнего. Цель нашего проекта - этот диалог развить".

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной анфилады параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIIIвека.

Первым зрителя встречает раздел "Пропилеи". В нем раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы "готический вкус" в век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эмануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества), о парафразе рыцарских турниров - великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

По логике движения зритель продолжает знакомиться с "готическим вкусом" в разделе "Резиденция". Его залы станут словно изнаночной стороной кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в "готическом вкусе", включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем. В центре внимания - созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены обмерные чертежи Царицына, филигранно выполненные советскими архитекторами 1950-х годов.

Завершает анфиладу раздел "Храм". Его экспонаты - уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре века Просвещения.

В фонде INARTIBUSзрителя встречает раздел "Русское готическое". Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня "Иван Великий" из модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие "готическое" было подвижно, то при изображении древнерусских царей, князей и героев художники ориентировались на каноны театра.

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в фонде INARTIBUS. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е) и Екатерины IIво время коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та и другая композиция вписывается в панегирическую театральную традицию. Выстраивается диалог двух героев просвещенного спектакля в "готическом вкусе". Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине. На большой картине она принимает монарший венец в сердце "готической России" - Успенском соборе Кремля. При этом сама церемония, архитектура собора корректируются Торелли под влиянием именно театральных сюжетов XVIIIвека. Так вводятся два раздела, "Императрица" и "Архитектор".

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел "Турнир". Гравюры и скульптуры XVIII - первой половины XIXвека воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры "готических времен". В век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

Куратор выставки Анна Корндорф комментирует: "Эта выставка - не только первая публикация большого числа интереснейших работ из собрания Музея архитектуры, но и особая экспозиционная среда, которая позволит зрителям посмотреть на историю глазами просвещенного человека XVIII столетия и увидеть "готическое" в самых неожиданных явлениях русской и европейской культуры".

В экспозициях обеих площадокпредставлены произведения из собраний Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Государственного музея-заповедника "Царицыно", Российской государственной библиотеки и из частных коллекций.

К открытию проекта подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет насыщенная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое.

Даты проведения выставки: 28 апреля - 30 июля 2017 года

Кураторы: Татьяна Дудина, Зоя Золотницкая, Анна Корндорф, Сергей Хачатуров

Подробности на сайтах:

muar.ru

inartibus.org