Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


10 января 2022

В Центре Вознесенского выставят портрет Данте кисти Бронзино, считавшийся утерянным

В 2021 году исполнилось 700 лет со дня смерти Данте Алигьери. По случаю этого важного для истории европейской культуры события 21 января 2022 года в Центре Вознесенского откроется выставка "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте".

Центральное место на выставке, посвященной выдающемуся литератору эмохи Возрождения, занимает портрет Данте кисти Аньоло Бронзино, флорентийского живописца XVI века. Помимо картины в рамках книжной экспозиции будут представлены редкие издания XV – XX веков, переводы Данте на мировые языки, а также артефакты, которые расскажут о его влиянии на мировую культуру.   

Кто такой Аньоло Бронзино и почему стоит увидеть его картину?

Аньоло Бронзино – живописец и поэт, придворный художник семьи Медичи, признанный мастер маньеризма, сделавший жанр флорентийского придворного портрета эталонным для всей Европы. Картина "Аллегорический портрет Данте" была написана художником в 1532 ‒ 1533 годах. Эта работа входит в трилогию "Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь", героями которой стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Однако до нас дошел только портрет Данте, обнаруженный в 1990-х одним из европейских коллекционеров. Сегодня портрет хранится в Палаццо Веккьо во Флоренции, а в 2021 его удалось привезти в Россию. Летом картина была показана в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а с ноября экспонируется в Государственном Эрмитаже. После выставки в Центре Вознесенского работа вернется обратно в Италию.

Что будет на выставке в Центре Вознесенского?

Выставка в Центре Вознесенского включает три зала. Помимо "Аллегорического портрета Данте", безусловной доминанты всего проекта, в экспозиции будут представлены исторические раритеты из Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. В их числе – карта путешествий Данте по Италии, созданная в XVIII веке; "Божественная комедия" 1500 года легендарного издателя Альда Мануция, библиофильский сборник  иллюстраций и переводов Данте на арабский, китайский, иврит и другие мировые языки начала ХХ века, а также издания переводов "Божественной комедии" на русский – от самого первого до современного.

Почему выставка так важна?

Учредитель Центра Вознесенского Леонид Богуславский: "2021 год – юбилейный год Данте. Его портрет кисти Бронзино фактически "прописан" в Палаццо Веккьо во Флоренции, но сейчас путешествует. До приезда в Россию он был выставлен в Метрополитен Музее в Нью-Йорке. Мы рады, что такую знаменитую картину великого художника нам удалось привезти сначала в Эрмитаж в Петербург, а теперь в Центр Вознесенского в Москву."

Куратор выставки "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте" Виктория Маркова: "Для меня этот проект оказался даже более значимым, чем я предполагала с самого начала. Приезд в Москву "Аллегорического портрета Данте", произведения, остававшегося долгое время неизвестным и открытого лишь в начале нынешнего столетия, следует считать событием огромной важности, тем более учитывая, что в 2021 году отмечается 700-летие со дня смерти великого поэта и мыслителя. По понятным причинам главной фигурой выставки стал Данте, запечатленный в картине Аньоло Бронзино. Данте как никто другой повлиял не только на развитие литературы, философии, изобразительного искусства Италии, но и оказал огромное воздействие на формирование мировоззрения и характера итальянцев. Он во многом – ключевая фигура в поступательном движении от Средневековья к Ренессансу и далее."

Научный консультант проекта Ольга Седакова: "Лично для меня эта выставка – продолжение моей многолетней работы, включающей переводы Данте и исследования "Божественной Комедии". Это еще одна грань: судьба "Данте в веках". Сейчас мы активно трудимся над каталогом проекта, мои темы – прочтение портрета Бронзино как его истолкование "Комедии" и судьба Данте в русской поэзии XIX – XX веков."

Директор Центра Вознесенского Ольга Варцева: "Для Центра Вознесенского эта выставка – вызов, важный повод продемонстрировать возможности небольшой институции в работе с произведениями мирового уровня. Мы уверены, что работа и творчество выдающегося художника Аньоло Бронзино и его портрет Данте будут интересны широкому кругу ценителей искусства."

Куратор выставочных программ Центра Вознесенского Дмитрий Хворостов: "Центр Вознесенского, воспользовавшись возможностью показать "Аллегорический портрет Данте" флорентийца Аньоло Бронзино, при поддержке Библиотеки иностранной литературы и Российской Государственной Библиотеки готовит книжную экспозицию, на которой окажутся редкие издания Данте Алигьери XIV – XX веков. Для нас было принципиально подчеркнуть "литературность" художественного метода самого Бронзино, который, как известно, сам был поэтом".

Команда проекта: 

Виктория Эммануиловна Маркова – куратор выставки и главный редактор каталога. Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина. Специалист по искусству Италии с мировым именем.

Ольга Александровна Седакова – научный консультант проекта. Поэт, переводчик Данте на русский язык, филолог.

Анна Каменских – архитектор выставки, заведующая выставочным отделом ГМИИ им. А.С. Пушкина.

***

В данный момент ведется активная работа по подготовке и изданию печатного каталога выставки "Данте в веках". Помимо описания работы Бронзино, ее истории и разбора сюжета, в каталоге впервые на русском языке будут опубликованы статьи ведущих итальянских дантоведов Паоло Прокаччони и Фернандо Маззокка. Одним из ключевых элементов каталога станет переводная статья Владимира Забугина – абсолютного авторитета в итальянском дантоведении, но, к сожалению, неизвестного в России не только широкому кругу читателей, но и многим специалистам.

Редакционный совет издания: Виктория Маркова (куратор выставки, Даниела Рицци (директор Итальянского института Культуры), Алексей Юдин (журналист, советник ген. директора Библиотеки иностранной литературы). Научный консультант – Ольга Седакова.

***

В рамках выставки пройдет публичная программа, которая в ближайшее время будет анонсирована на сайте Центра и в соцсетях.

***

Партнеры проекта: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Итальянский Институт культуры в Москве, ФГБУК "Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино", Общество Данте Алигьери.

Адрес: Большая Ордынка, 46, стр. 3

Даты проведения выставки: 21.01.2022 –19.02.2022.

читать текст

29 декабря 2021

Выставка Кван Йонг Чана в ММОМА

27 января в Московском музее современного искусства открывается выставка всемирно известного южнокорейского художника Кван Йонг Чана. Это совместный проект ММОМА и московской галереи современного искусства ASKERI GALLERY.

В экспозицию войдут ключевые работы художника, созданные в период с 1990 по 2021 год. Расположенные в хронологическом порядке на двух этажах масштабного выставочного пространства, произведения представят историю становления и развития творчества мастера, сумевшего объединить европейскую и азиатскую культуру.

Первоначально стиль мастера формировался под влиянием американского модернизма середины XX столетия, который Кван Йонг Чан пристально изучал в период своей учебы в Филадельфии. Однако впоследствии он принял решение отказаться от следования американским художественным традициям, вернуться в Южную Корею и создать собственный стиль, представляющий собой уникальный синтез западных и азиатских ценностей. Трагическая история родной страны, детские воспоминания, конфуцианство и западный прагматизм породили серию Aggregations (Объединения), ставшую визитной карточкой Кван Йонг Чана.

Оригинальные арт-объекты в виде настенных панно созданы из ханчжи — традиционной корейской бумаги, которая изготавливается вручную из коры шелковичного дерева. Она широко используется по всей Корее на протяжении многих веков и применяется в различных сферах, от изготовления различных предметов домашнего обихода до произведений искусства и авторского дизайна.

В качестве основы для своих композиций Кван Йонг Чан использует старые бухгалтерские отчеты, любовные письма и фрагменты философских трактатов, которые он особым образом складывает в небольшие треугольники, где текст служит одновременно и орнаментом, и носителем информации. Таким образом, в руках художника листы ханчжи получают вторую жизнь, а его произведения наполняются новыми смыслами. Каждую деталь рельефа, сформированную из фрагмента того или иного документа, автор называет "минимальной единицей информации". Собранные в причудливую композицию, они неизменно напоминают о важности исторической памяти и одновременно призывают к обновлению и переосмыслению.

Дата проведения: 27.01.22 – 13.03.22
Адрес: ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/2.

читать текст

23 декабря 2021

Выставку "Премия Кандинского. 15 лет" покажут в Нижнем Новгороде

На экспозиции будут представлены работы победителей Премии Кандинского 2007 – 2021 годов в номинации "Проект года".

Уникальный проект в Нижнем Новгороде представляет Премия Кандинского, которая отмечает в 2021 году свое 15-летие. На выставке будут экспонироваться 14 художественных произведений-победителей в номинации "Проект года", отобранных авторитетными экспертами независимой российской премии в области современного искусства.

Выставка разворачивает историю лауреатов Премии в обратном порядке – от 2021 к 2007 году. Это дает возможность оценить жизнеспособность и актуальность произведений, ставших "проектами года" совсем в другую эпоху. В экспозиции встретятся признанные классики современного искусства и авторы, чей творческий путь исчисляется всего одним десятком лет. 15 лет истории Премии Кандинского фактически стали историей современного российского искусства.

"Премия Кандинского скрупулезно фиксировала историю современного искусства на протяжении 15 лет и, незаметно, сама стала частью этой истории. Это наши выставки, изданные книги, номинанты и победители, а главное, произведения искусства, которые мы помогаем  представить стране и миру", –  отметил основатель  Премии Кандинского Шалва Бреус.

Заведующая Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород – Арсенал) Анна Гор: "Главные "проекты года" за полтора десятилетия существования Премии Кандинского показывают не только важнейшие имена современного русского искусства, но и механизмы отбора, создания рейтинга и обнаружения явлений, попадающих в историю искусства. По сути, это наше время, облеченное в художественную форму".

Выставка Премии не случайно проходит именно в Нижнем Новгороде. За последние несколько лет наряду с Москвой и Петербургом город стал крупнейшим центром современного искусства. Это мотивирует культурные институции, например, Breus Foundation, расширять свою географию и осуществлять проекты в Нижегородской области.

В экспозицию вошли все работы-победители в номинации "Проект года" с 2007 по 2021 год:

2007 – Анатолий Осмоловский. Серия "Изделия"

2008 – Алексей Беляев-Гинтовт. Родина-Дочь

2009 – Вадим Захаров. Гарнитур Святой Себастьян

2010 – Александр Бродский. Дорога

2011 – Юрий Альберт. Moscow Poll

2012 – АЕС+Ф. Священная аллегория; Гриша Брускин. Время Ч

2013 – Ирина Нахова. Без названия

2014 – Павел Пепперштейн. Святая политика

2015 – АндрейФилиппов. С колесом в голове

2016 – Андрей Кузькин. Право на жизнь

2017 – Группировка ЗИП. Остановка "ДК ЗИП"

2019 – Евгений Антуфьев. Когда искусство становится частью ландшафта

2021 – Андрей Кузькин. Молельщики и герои

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что проведение выставки станет важной частью юбилейного года. "Нижегородская область давно стала родной для тех, кто занимается развитием современного искусства. Здесь проходят крупные события в этой области. 800-летие Нижнего Новгорода стало поводом для создания новых возможностей. Преобразования, проводимые в городе, сами по себе являются серьезным стимулом привлечения ярких событий. “Премия Кандинского” в этом году отметила 15-летний юбилей. За прошедшие годы ее лауреатами стали многие яркие авторы. Теперь у нижегородцев и гостей города есть уникальная возможность увидеть ретроспективу этого насыщенного пути. Мне хочется поблагодарить организаторов выставки и пригласить на нее всех, кто любит искусство", – сказал Глеб Никитин.

***

Место проведения: Нижний Новгород, Кремль, корпус 6, Арсенал

Время проведения: 22 декабря 2021 – 20 марта 2022

Организаторы: Волго-Вятский филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, Международный культурный фонд Breus Foundation

Экспозиционер: Ирина Горлова

Архитектура и дизайн: Игорь Чиркин

Время работы выставки: с 12:00 до 20:00 ежедневно (касса работает до 19:30), понедельник – выходной.

читать текст

22 декабря 2021

В ГИТИСе снимут документальный фильм к 125-летию Марии Кнебель

ГИТИС при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и "Радио "Культура" дали старт мультимедийному проекту "Сын Станиславского", который посвящен 125-летию со дня рождения выдающегося театрального педагога и режиссёра Марии Осиповны Кнебель.

Мария Кнебель – ученица Константина Станиславского. Сегодня, следуя принципам преемственности, в ГИТИСе преподают ученики Марии Осиповны, передавая знания и традиции новым поколениям актёров и режиссёров.

Система Станиславского – это, наверное, самое главное, что дала Россия театральному миру. Это то, чем мы можем гордиться и то, что уже более века востребовано в театре. Однако как зафиксировать методику, ведь никакая запись театральной системы на бумаге не передаст её суть. Процесс обучения и передачи опыта в театре идёт от мастера к ученику и, наверное, больше всех для передачи Системы Станиславского в театре сделала Мария Осиповна.

Когда-то в юности она играла сына Станиславского, и потом часто говорила о себе: "Я – сын Станиславского", – только уже в более широком, духовном смысле. Актриса того легендарного состава МХАТ, который̆ работал ещё с самим Станиславским, она переняла суть его системы и продолжала разрабатывать и усовершенствовать её всю жизнь. Более пятидесяти лет она преподавала сначала в Театральном училище имени Щепкина, а затем в ГИТИСе и разработала собственную методологию преподавания актёрского мастерства и режиссуры.

Её режиссёрские постановки вошли в историю театра. К сожалению, фото- и видеохроники о её деятельности практически нет, есть только печатные труды. Именно поэтому мы задумали большой мультимедийный проект к 125-летию выдающегося театрального педагога.

Уникальность замысла в том, что проект впервые соединит в рассказе о Марии Кнебель театр, кино и фотографию. В концепцию документального фильма "Кнебель глазами Кнебель" легла история Марии Осиповны, которая будет рассказана от первого лица. Сценарий фильма основан на её дневниках и письмах. Автор сценария – театральный драматург Елена Исаева, режиссёр – Станислав Эрклевский. Премьера запланирована на сентябрь 2022 года.

В рамках проекта также пройдут фотовыставка и мастер-классы педагогов ГИТИСа, которые будут посвящены современному прочтению Системы Станиславского, опыту использования метода действенного анализа, разработанного Марией Кнебель и другим аспектам современного актёрского ремесла. Нас ждут встречи с Сергеем Голомазовым, Михаилом Чумаченко, Григорием Спектором, Александром Бармаком, Иосифом Райхельгаузом, Натальей Назаровой и другими известными деятелями искусства. Мастер-класс ученика Марии Кнебель профессора Олега Кудряшова будет доступен к просмотру для зрителей в официальной группе "Радио "Культура" на OK.RU.

читать текст

14 декабря 2021

Ретроспектива киносказок Александра Роу

В декабре 2021 года стартует проект #КИНОСКАЗКИ РОУ – крупнейший прокат любимых поколениями фильмов-сказок Александра Роу на кинотеатральных экранах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Самаре, Сургуте и Новосибирске.

Уже с 23 декабря начнутся показы знаменитого на весь мир фильма "Морозко" (1965). Ретроспектива продлится с декабря 2021 по апрель 2022 годав рамках специального проекта КАРО.Арт , фильмы предоставлены Киностудией им. М. Горького.

В Москве зарядиться новогодним настроением от сказочных миров Александра Роу можно будет уже на первых предпрокатных сеансах в киноцентре "Октябрь" в премьерном зале:

19 декабря состоится показ картины "Морозко", которую зрителям представит историк кино Наталья Рябчикова. 

25 декабря – "Вечера на хуторе близ Диканьки", фильм представит журналист Евгений Жаринов. 

С 6 января на экраны выйдет лента "Вечера на Хуторе близ Диканьки", воплотившая культовые рождественские образы из произведения Гоголя. С 3 февраля можно будет увидеть две ранние фантастические истории Александра Роу со звездой СССР Сергеем Столяровым – "Василису прекрасную" и с 17 февраля "Кащея бессмертного". Поучительная сказка "Королевство кривых зеркал" про приключения в зазеркалье Оли и Яло выйдет на экраны с 3 марта, и одна из последних работ Роу "Огонь, вода и медные трубы" с 17 марта. Завершится ретроспектива показами прославленной истории "Варвара-краса, длинная коса" о любви вопреки всему, которая появится в прокате с 14 апреля.

"Александр Роу – режиссёр-сказочник эпохального масштаба. Каждая лента, вошедшая в репертуар серии показов, является важным историческим наследием всего постсоветского пространства. Я горжусь тем, что в результате сотрудничества нашего проекта КАРО.Арт и Киностудии им. Горького, у зрителей появится уникальная возможность посмотреть эти фильмы на большом экране с родителями, бабушками, дедушками, и погрузиться в мир детства на время сеанса, а также представить шедевры Роу подрастающему поколению", – отмечает Майя Манерова, вице-президент по репертуарному планированию сети кинотеатров "КАРО".

"Главный отечественный киносказочник Александр Роу был воплощением духа Киностудии им. М. Горького. Новатор в области детского кинематографа мирового уровня. Например, своими экспериментами со спецэффектами он поражал воображение лучших специалистов своего времени в этой сфере. В его фильмах невероятные костюмы, которые сохранились на киностудии. И мы с удовольствием показываем их зрителям, скоро они станут частью нового музея истории кино на Киностудии им. М. Горького в Москве. У Роу мгновенно узнаваемый стиль и киноязык. Фразы из любимых с детства сказок живут в народном языке. Увидеть их на большом экране, особенно "Морозко" в преддверии Нового года, это настоящий подарок мечты", – говорит Юлиана Слащева, генеральный директор Киностудии им. М. Горького.

Расписание проката:

"Морозко" – с 23 декабря 2021 года

"Вечера на Хуторе близ Диканьки" – с 6 января 2022 года

"Василиса прекрасная" – с 3 февраля 2022 года

"Кащей бессмертный" – с 17 февраля 2022 года

"Королевство кривых зеркал" – с 3 марта 2022 года

"Огонь, вода и медные трубы" – с 17 марта 2022 года

"Варвара-краса, длинная коса" – с 14 апреля 2022 года

Подробности на сайте.

читать текст

14 декабря 2021

SOUND UP vocal: Intrada представит в "Зарядье" 5 мировых премьер

24 декабря на событии vocal фестиваля актуальной музыки SOUND UP лучший российский вокальный ансамбль представит мировые премьеры от самых ярких композиторов России, а также споет новаторские вокальные сочинения XX – XXI веков.

Антропологи считают, что голос – это первый музыкальный инструмент. Более того, они все еще не обнаружили ни одной человеческой культуры, которая бы не пела – вокал в той или иной форме всегда присутствовал даже в самых древних и изолированных человеческих сообществах. Когда именно люди начали петь уже не выяснить, однако древнейшей известной записанной музыкой является вокальная мелодия: это шумерский гимн, датируемый раньше 800 года до н.э. Спустя почти три тысячелетия голос все так же остается самым популярным, универсальным и узнаваемым музыкальным инструментом: абсолютные топы прослушиваний всегда возглавляет музыка с вокалом.

Фестиваль актуальной музыки SOUND UP уже обращался к потрясающе объемной библиотеке современной вокальной музыки, однако на серии событий vocal голос станет центральным и практически единственным музыкальным инструментом. На SOUND UP vocal в "Зарядье" лучший вокальный ансамбль России Intrada, представит 5 мировых премьер от российских композиторов разных поколений: мыслителя и мэтра отечественной композиторской школы Владимира Мартынова, остроумного минималиста Павла Карманова, метамодернистки Настасьи Хрущевой, постклассика Игоря Яковенко и молодой академистки Алины Подзоровой. Вторую половину программы займут сочинения ключевых композиторов XX-XXI веков, включая пионера минимализма Стива Райха и создателей Bang on a Can Майкла Гордона и Джулии Вольф, и молодых американских авторов, которые прямо сейчас меняют представление о том, как может звучать вокальная музыка.

В сочинениях, написанных специально для SOUND UP vocal, композиторы продолжили многовековую традицию хоровой музыки России, а также вступили в диалог с эстетическими, духовными и интеллектуальными канонами европейской культуры. Мартынов написал музыку на текст из ветхозаветной Песни песней Соломона, Карманов использовал слова апостола Павла из Нового Завета, а Яковенко придумал вокальный диалог о добре и зле между римским политиком и оратором Марком Туллием Цицероном и немецким философом Фридрихом Ницше. Хрущева текстовому источнику предпочла невербальные вокальные архетипы, которые поймут носители любого языка, а Подзорова обратилась к самому звуку голосов – и показала их мерцание в импрессионистских акустических пейзажах.

SOUND UP vocal пройдет в подземном паркинге "Зарядья": само пространство подчеркнет современность музыки и ее принадлежность к новым урбанистическим средам. В уникальной концертной ситуации посетители SOUND UP vocal заново откроют безграничные эстетические возможности современной вокальной музыки.

Событие пройдет в формате музыкального променада, автором которого выступил режиссёр  Юрий Квятковский. 

Подробности на сайте

читать текст

07 декабря 2021

В Музее Москвы открывается выставка "Москва: Проектирование будущего"

Как известно, мы живем в "будущем" наших родителей и строим будущее наших детей. Каким мы хотим его видеть? Так ли представляли наши предки город будущего? Какие идеи реализовывались, а какие нет и почему? Поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря идеям ярчайших личностей – "творцов" и помечтать о будущем предлагают в Музее Москвы.

Здесь – в год 30-летия Москомархитектуры и Год архитектуры и градостроительства в странах СНГ – открывается выставка, которая познакомит зрителей со знаковыми идеями и объектами Москвы, покажет, как сейчас устроено взаимодействие между участниками градостроительного процесса, а также обозначит влияние эпохи и конкретных людей на облик и структуру города. Сочетая профессиональный язык и популярное изложение, экспозиция показывает развитие архитектуры и градостроительства Москвы.

"Это выставка о том, как сложилась знакомая нам ткань города, как она могла бы измениться, если бы реализовались головокружительные фантазии градостроителей, как и чьими руками она меняется прямо сейчас и как мы, горожане, можем в этом участвовать. Составные части выставки формируют объемную картину проектирования будущего"– говорит куратор проекта Дмитрий Ликин.

Пространство выставки "проходит" через временной таймлайн прошлого, настоящего и будущего. Это уникальная возможность увидеть, какой бы была Москва, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский Генплан. История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме доносит основные концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов. Своеобразный противовес – раздел "Утопии", представляющий самые смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего: среди них Автомобильный тоннель под Красной площадью, конкурс на развитие Москвы 1932 года, в том числе предложения Ле Корбюзье, знаменитый "Летающий город" Георгия Крутикова и многое другое.

Зрители также увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией "История будущего" Михаила Зыгаря, посвященных развитию дорог, социальной и культурной инфраструктуры, зелени и парков, а также явлениям, которые влияли на развитие города (перенос столицы, обводнение, пожары, юбилеи, Олимпиада – 80 и др.).

Для экспозиции Музей Москвы предоставил более 200 объектов – архивные фотографии, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX-XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. Часть из них была использована в мультимедийных роликах, а часть представлена на экспозиции. На выставке можно увидеть серию открыток "Москва будущего" 1914 года, фотографии Бориса Томбака, Александра Капустянского, Эммануила Евзерихина и других известных художников и корреспондентов, а также книги из собрания краеведа и историка Петра Васильевича Сытина.

Особое внимание зрителей привлекут сенсорные столы с интерактивными играми. Посетителям будет предложено построить свой идеальный город, подобрать подходящие объект на застроенный участок игрового поля, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры.

"Москва: проектирование будущего" – визионерский проект, над которым трудилась команда профессионалов: Председатель Москомархитектуры  Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, главный художник "Первого канала" Дмитрий Ликин, а также специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы,  Музея Москвы, Центринформ и бюро Planet9.

"Если говорить об архитектуре, то я не верю ни в какой "большой стиль", которому мы должны следовать,  говорит Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.– Москва город очень эклектичный. С точки зрения истории каждый стиль современен, будь то белокаменные храмы или сталинский ампир. Каждый слой создавался лучшими представителями своего времени, и зачастую это были иностранные зодчие. Сегодня мы также не должны уклоняться от интернациональной повестки, от глобализации. Не надо бояться приглашать зарубежных архитекторов и проводить международные конкурсы, находиться в поиске новых форм и способов выражения. Сама идея выбрать один стиль и законсервировать в нем Москву является большой ошибкой. Модерн, авангард, классицизм, барокко – все они были релевантны своему времени. Важно чувствовать развитие, преемственность. Мы работаем в городе, который до нас строился очень долго, и после нас будет строиться очень долго. И наша задача – свою часть сделать максимально качественно. Тогда город будущего будет также прекрасен, как Москва, которую мы получили в наследство".

"Выставка дает ответ на вопрос: что такое город в современном понимании,  говорит директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук. – Для того, чтобы сегодня увидеть образ будущего города, необходимо задать себе вопрос: что такое современная Москва? Это город для москвичей? Город для машин? Город возможностей? В свое время Генплан 1935 года был инструкцией по воплощению в жизнь идеи идеального города с целью его превращения в столицу мирового пролетариата. И эта идея была вполне жизнеспособной благодаря плановой экономике. Сейчас ситуация другая. Россия не изолирована от остального мира и сильно зависит от глобальных трендов: меняется ситуация в мире – меняется ситуация в стране. Кроме того, включается еще один компонент – жители, горожане, ради которых и ведутся все работы по созданию комфортной городской среды. Сейчас главная ценность – это человеческий капитал".

В разделе экспозиции, посвященной "творцам" Москвы – можно будет познакомиться с людьми, которые создали облик современного города.

"Они не просто заглянули в будущее Москвы, но и день за днем создавали его: планировали, проектировали, строили город своей мечты. Им оказалось под силу воплотить в жизнь самые смелые планы, придав хрупким образам правильные формы, – говорит Юлиана Княжевская, Председатель Комитета по Архитектуре города Москвы. – Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Среди них – Владимир Семёнов и Сергей Чернышёв, разработчики документа своего времени – Генерального плана Москвы 1935 года. Дмитрий Чечулин – идеолог монументальных архитектурных произведений – знаменитых высоток, определивших облик послевоенной столицы. Александр Власов, благодаря которому в Москве появился "советский Колизей" – Лужники. Иосиф Ловейко, чье творчество ознаменовало начало массового жилищного строительства, под руководством и при участии которого были созданы многие жилые массивы. Михаил Посохин, руководивший разработкой "оттепельного" Генплана 1971 года. Глеб Макаревич и Леонид Вавакин, чья деятельность пришлась на слом эпох. Александр Кузьмин, руководитель авторского коллектива двух постсоветских планов Москвы 1999 и 2010 годов, а также автор и соавтор более 70 крупных московских проектов, в числе которых реставрация Старого Гостиного двора, восстановление Манежа, проект планировки парка Царицыно, комплекса административных зданий Москва-Сити".

"Выставка рассказывает про московское градостроительство во всех аспектах. Утопия – неотъемлемая часть проектирования и разговора о городе,  говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. – Архитекторам и градостроителям всегда было свойственно стремиться к идеальному и недостижимому городу. Однако в каждый период времени в основе образа города будущего лежали разные идеи. Выставка в Музее Москвы расскажет самой широкой аудитории о том, как менялись подходы к городу на протяжении последних ста лет, и покажет, как инновационные идеи с ходом времени воплощались в городской среде".

Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2 (1 корпус, Красный зал).

Даты: 17 декабря 2021 – 14 мая 2022.

Подробности на сайте Музея Москвы.

читать текст

03 декабря 2021

Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника

Московский музей современного искусства совместно с галереей Майкла Вернера представляют первую московскую ретроспективную выставку Маркуса Люперца – одного из самых известных представителей современного немецкого искусства. Проект проходит в рамках Года Германии в России 2020 – 2021 при поддержке Гёте-Института.

Маркус Люперц обрел известность в 1960-х годах благодаря провокационным полотнам, наполненным военной символикой и отсылающим к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. "Последний немецкий денди", "enfant terrible", как именуют мастера критики, художник принадлежит к поколению авторов, к которому также причисляют Ансельма Кифера и Герхарда Рихтера. Именно они сформулировали при помощи обращения к традиционному языку живописи ключевые и наиболее травматичные, болезненные вопросы поствоенного немецкого общества – связанные с исторической памятью и проблемой "преодоления прошлого". Как некоторые другие его соотечественники, собственный художественный язык Люперц обнаруживает в немецком экспрессионизме.

Основным мотивом творчества Люперца стал аллегорический элемент, именуемый "бессмысленный объект" или "дифирамб". Последнее определение отсылает к концепции Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре – о восторге забытья и экстазе разрушения. Через него художник осмысляет античное наследие в гротескной пластике, сочетающей в себе древнегреческие формы и мультипликационные образы. Его неоднозначные, местами некомфортные работы посвящены размышлению об одном и том же круге вопросов – о природе живописного образа, о роли художника, о том, какое место прошлое занимает в настоящем – и что ждет его в будущем.

На выставке в ММОМА представлено порядка 100 картин и скульптур, среди которых целый ряд ключевых и репрезентативных работ художника. Экспонируемые объекты были отобраны лично художником и включают в себя произведения, созданные с 1960-х годов до сегодняшнего дня. Уникальная экспозиция дает наиболее богатое и полное впечатление как о творчестве Люперца художника, так и о его личности.

Специально к открытию персонального проекта выпущен каталог произведений автора.

Маркус Люперц (р. 1941 г., Райхенберг) – немецкий художник и скульптор, принадлежащий к направления экспрессионизма и объединивший в своих работах фигуративную живопись и абстрацию. Окончил Художественную академию в Дюссельдорфе, после чего переехал в Берлин, где работал с такими художниками, как Георг Базелиц и Йорг Иммендорф. Произведения Маркуса Люперца находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Национальной художественной галереи в Вашингтоне, в Новой пинакотеке в Мюнхене, в Национальной галерее в Берлине, в Музее современного искусства в Париже и в других институциях.

Избранные персональные выставки:

  • 2009 Бундескунстхалле (Бонн)
  • 2011 Гаагский городской музей (Гаага)
  • 2014 Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
  • 2017 Музей Хиршхорна (Вашингтон)
  • 2019 Дом Искусства (Мюнхен)

Московский музей современного искусства: ул. Петровка, 25

Даты: 09.12.2021 – 20.02.2022.

читать текст

03 декабря 2021

"Кочевники": галерея JART открывает первую персональную выставку Евгении Дудниковой

10 декабря галерея JART откроет первую персональную выставку молодой художницы Жени Дудниковой. На выставке "Кочевники" будет представлена новая серия живописных объектов, картин, а также инсталляция, созданная специально для пространства галереи – всего 23 работы. Куратором проекта стал Алексей Корси.

Евгения ставит перед собой амбициозную задачу разработки сложнейшего символического языка, на котором она обращается к теме внутреннего путешествествия и трансформации. Работая на стыке традиций сюрреализма и юнгианства, художница находит собственную искреннюю живописную интонацию, выдающую в ней яркого представителя новейших течений в российском современном искусстве.

Произведения Евгении на выставке "Кочевники" можно разделить на три плана: обыденный мир, мир явлений и порталы, соединяющие эти две реальности.

Первая группа представляет мир повседневной реальности, наполненный амбициями и желаниями. Будь то спортсмен, застывший в кульминационный момент, экстерьерные и интерьерные виды элитной недвижимости или сценки праздной жизни высшего общества – везде за кажущейся наивностью сюжета и легкостью художественного языка мы неожиданно для себя находим необъяснимую тревогу и отстраненность. 

Проходами в мир явлений почти всегда оказываются окна, рамы зеркал и дверные проемы, однако порталы могут принять и иную форму, проявляющую себя как сбой реальности – сдвоенной тени, прозрачного кота, радужного пера, синей вспышки или сияющей чайки.

И наконец третья, самая обширная группа работ, посвященная миру чистых явлений, представляет собой потусторонний мир феноменов, обеспечивающих порядок и возможность существования мира повседневной реальности. Эти силы могут материализоваться как в форме объектов (Радужного крыла или Мерцающей сферы), фантастических и мифологических существ (Духа ледяного вулкана или Лунного ковбоя), так и в виде колебаний воздуха, вспышек и различных сверхъестественных явлений. Каждая из работ этой серии представляет собой сложную комбинацию этих сил, организующих вместе особое пространство символического порядка: Беседку Вечности, Мистическую Хижину, Лабораторию Алхимика, Комнату Встреч. 

"Мотив путешествия и приходящих вместе с этим вызовов и внутренних изменений – ключевой для работ автора. Так, одними из главных героев картин оказываются лошади, которые, кажется, могут свободно перемещаться между мирами. Кочевником или Наездником же оказывается тот, кто смог через согласие (Кочевник) или подчинение (Наездник) обрести силу к свободному дрейфу и трансформации", – прокомментировал Алексей Корси. 

***

Галерея JART, Art Residence, 3-я ул. Ямского Поля, 9, A115

10 декабря, 2021 – 30 января, 2022.

читать текст

03 декабря 2021

В Центре Вознесенского открывается выставка Ники Неёловой "[Ъ] [Ы] [Ь]"

1 декабря Центр Вознесенского совместно с Базовой кафедрой Музея современного искусства "Гараж" в НИУ ВШЭ открывает выставку британской художницы российского происхождения Ники Неёловой "[Ъ] [Ы] [Ь]", работающей в жанре скульптуры и пространственной инсталляции. Выставка является выпускным проектом студентов первого набора магистерской программы "Практики кураторства в современном искусстве".

Название выставки – цитата из стихотворения "Тринадцать" Льва Лосева. Поэт рифмует буквы ъ, ы и ь, называемые в прошлом как éръ, еры́ и éрь, со словом "зверь". Сегодня в этом буквенном сочетании мы можем прочитать только звук "Ы". Невозможность звукоизвлечения как будто опустошает эти знаки, и их форма выходит на первый план, напоминая о том, как они выглядят, а не читаются.

Художественная практика Ники Неёловой вдохновлена архитектурным окружением и теми элементами, которые служат посредниками между человеком и пространством. Художница трансформирует привычные объекты, раскрывая их спящий потенциал: поручни скручиваются в спирали, паркетная доска встаёт на дыбы, стены обнажают каркас. Предметы как будто изобретают себя заново, доказывая существование такого мира, в котором способность вещей своевольно менять форму – не эстетский жест, а закон. Согласно Гастону Башляру "выразительная мощь превращается в сущность". Благодаря этой мощи возможно вообразить, как "за буквами тянется тень" в стихотворении Льва Лосева, а в скульптурных образах Ники Неёловой есть то реальное, во что не верят глаза.

Трехчастное название проекта соотнесено с экспозицией, разбитой на три зала. На выставке будет показана самая известная серия скульптур Lemniscate, из старых деревянных поручней, большая инсталляция Folded Studio, повторяющая очертания периметра мастерской художницы в Лондоне, настенные объекты Lateral Cuts, имитирующие поперечные разрезы строительных конструкций, а также другие работы, созданные специально для Москвы.

Художница Ника Неёлова о работах: "В моих объектах отражается хореография отсутствующего человеческого тела. Я использую вторичные материалы, потому что мир уже перенаселен объектами из-за неэтичного производства. Кроме того, использование материалов в конце их жизненного цикла позволяет преодолевать временные рамки. Всегда нужно немного путешествовать во времени."

Кураторы о проекте:  "Когда мы начинали проект, главным вызовом было подобрать точную метафору, которая бы объединила все работы. В итоге, оказалось, что именно в неопределённости (символической, временной, географической) есть потенциал. Для человека многое рождается в поле субъективного знания, поэтому мы сделали ставку на ощущения и ассоциации, которые сложно вербализировать и которым не нужна конкретика."

Ника Неёлова (1987) родилась в Москве, живет и работает в Лондоне. В 2008 году окончила Королевскую академию искусств в Гааге, в 2011 выпустилась из Школы изящных искусств Slade в Лондоне. Участница множества международных проектов. Персональные выставки художницы проходили в Лондоне, Италии, Германии, Брюсселе и Нидерландах. Работы Ники Неёловой находятся в частных коллекциях по всему миру.
 
В рамках выставки пройдет публичная программа, которая в ближайшее время будет анонсирована на сайте Центра и в соцсетях.
 
Команда проекта: студенты магистерской программы Музея современного искусства "Гараж" и НИУ ВШЭ "Практики кураторства в современном искусстве" Дарья Елистратова, Ирина Литвинова, Анна Наумова, Кира Ян.

Даты проведения: с 1 декабря 2021 по 7 января 2022 года.

читать текст