Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


22 октября 2021

С 26 октября по 9 ноября пройдёт I Московский международный фестиваль архивных фильмов

I Московский международный фестиваль архивных фильмов в Москве является преемником фестиваля "Белые Столбы". С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одной из крупнейших в мире и главной в России синематеки. Фестиваль проходил в кинозалах Госфильмофонда в микрорайоне Белые Столбы города Домодедово Московской области. В 2021 году для популяризации истории кинематографа и возвращения широкому зрителю редких и утраченных фильмов фестиваль архивного кино впервые пройдет в Москве, получив новый статус и новую жизнь. Показы пройдут в кинотеатрах "Иллюзион", "Москино Космос", "Художественный", Центре документального кино (ЦДК) и Музее современного искусства "Гараж".

В программу фестиваля войдут ретроспективы, показы культовых отечественных и зарубежных фильмов и архивных находок – кинокартин, прошедших реставрацию, восстановление или считавшихся до недавнего времени утраченными. Главной площадкой фестиваля станет кинотеатр Госфильмофонда "Иллюзион", где будет показана основная программа – рубрики "Трудный возраст", "Реставрации и находки", "Персона", "Кино о кино", "Киностолица" и другие. В рамках "Реставраций и находок" покажут несколько выдающихся картин, над восстановлением которых работали специалисты Госфильмофонда и ведущие архивисты мира. Среди этих картин – "Юдифь и Олоферн" (1909), ранняя работа будущего постановщика знаменитого сериала "Фантомас" Луи Фейада столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе; и "Мой кузен" (1918) – единственная сохранившаяся игровая кинолента с легендарным тенором Энрико Карузо в главной роли. Среди работ наших соотечественников: оставшаяся незаконченной "Незнакомка" (1985) Динары Асановой – одной из самых ярких фигур "Ленфильма" и всего отечественного кино – и отреставрированный "Молох" (1999) признанного мастера Александра Сокурова. На экране также появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова "Вокальные параллели" (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с ней же в главной роли. И наконец, зрители увидят "Долгую счастливую жизнь" (1967) – единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.

К 200-летию Достоевского в рубрике "Персона" покажут редкие и малоизвестные экранизации одного из главных российских писателей ("Идиот", 1910, Петр Чардынин), а также фильмы легендарных мастеров – Акиры Куросавы, Робера Брессона, Анджея Жулавски, Лукино Висконти. 

В кинотеатрах "Художественный" и "Москино Космос", лектории Музея современного искусства "Гараж" и Центре документального кино пройдут параллельные программы. 

В старейшем московском кинотеатре "Художественном" на основе анализа кинопроката дореволюционной России и работы с коллекциями ранних фильмов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов(РГАКФД) и Госфильмофонда России реконструируют показ 1909 года – года открытия кинотеатра. 

В "Москино Космос", единственном в Москве кинотеатре с оборудованием для широкоформатной плёнки, будут показаны архивные фильмы с 70-мм – первый широкоформатный фильм "Повесть пламенных лет" (1961) Юлии Солнцевой, ставшей первой женщиной удостоенной приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, и советско-японский картина Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (1975), получившая "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. 

Специально для Музея современного искусства "Гараж" была собрана кураторская программа к 90-летию французского режиссёра Алена Кавалье, многократного обладателя премии "Сезар" и призов жюри Каннского кинофестиваля.  Он начал снимать в одно время с легендарными режиссерами французской "новой волны" –  Годаром, Трюффо, Шабролем, – но всегда стоял в стороне от коллег по цеху и искал свой киноязык. Особенно яркий и уникальный стиль он разработал в 1990-х благодаря распространению видеокамер, которые позволили ему создавать обманчиво любительские (filmeur) дневниковые фильмы-эссе о сложных вопросах человеческого бытия.

В Центре документального кино (ЦДК) будет представлена ретроспектива великого документалиста Семёна Райтбурта. Программа подготовлена в сотрудничестве со ВГИКом и Российским государственным архивомкинофотодокументов(РГАКФД) к 100-летию со дня рождения режиссёра.

Рубрика "Столица" в этом году посвящена Вене и подготовлена в партнёрстве с Австрийским культурным форумом.

Большая часть показов пройдут с плёнки и будут сопровождаться обширной публичнойпрограммой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссёрами и кураторами зарубежных архивов. Полная программа фестиваля будет объявлена в ближайшее время. 

"Киносмотр, ставший преемником прославленного на всю страну международного архивного фестиваля "Белые столбы", получил в этом году новую жизнь, что особенно важно в условиях плодотворного межкультурного диалога. В рамках насыщенной программы зрители фестиваля получат возможность познакомиться с шедеврами из коллекции Госфильмофонда России и других российских и иностранных киноархивов. Сохранившиеся работы представляют собой настоящий историко-культурный феномен и будут высоко оценены зрителями. Уверена, у фестиваля есть все шансы стать событием мирового масштаба". – министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

"Я, в качестве генерального директора Госфильмофонда, начинал этот фестиваль, а теперь, в качестве почетного президента, рад приветствовать его в Москве. Это смелый, особенно в современных реалиях, шаг. Но, тем не менее, шаг неизбежный. Я счастлив, что архивное кино всё чаще и чаще покидает стены фондохранилищ, что ведущие синематеки, архивы и дистрибьютеры занимаются реставрацией легендарных фильмов, находят, восстанавливают, казалось бы, утраченные ленты, и возвращают их зрителю. Я надеюсь, что со временем эта архивная лихорадка будет охватывать всю Москву, всю страну. И не только раз в год. Эти картины  прекрасная школа, безграничное вдохновение и невероятное эстетическое впечатление и душевное потрясение. Я завидую тем, кто впервые приобщится к показам Фестиваля архивных фильмов, и желаю родному и любимому Госфильмофонду аншлагов и новых искрометных идей для новых фестивалей" Президент I Московского международного фестиваля архивных фильмов, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, доктор искусствоведения Владимир Малышев.

читать текст

22 октября 2021

Голоса Вселенной: орган XXI века

Классика органного авангарда в цикле из пяти концертов.

24 октября в Кафедральном соборе св. Петра и Павла Collegium Musicum начинает цикл "Голоса Вселенной: орган XXI века". Это беспрецедентный по масштабу проект, в котором будет звучать органная музыка классиков авангарда XX века и современных композиторов. Цикл продлится с октября 2021 года по май 2022-го и включает пять программ, представляющих широчайшую палитру современной органной музыки: от Оливье Мессиана, первым открывшего новые горизонты органных звучаний в 1930-е, и Дьёрдя Лигети, в 1960-е полностью перевернувшего представление о возможностях инструмента, до многочасовой органной инсталляции. Часть произведений прозвучит в России впервые.  

"Церковный орган в представлении большинства людей – инструмент консервативный, такая машина времени, чье звучание переносит в прошлое. Но почти вся самая радикальная органная музыка рождалась в церкви. Мессиан всю жизнь служил церковным органистом, Лигети свои сочинения создавал и записывал в условиях соборной акустики, самое фантастическое исполнение пьесы Джона Кейджа As Slow as Possible, рассчитанное на 639 лет, – о таком вряд ли мог мечтать сам автор – запустили на органе в немецком соборе. Наш фонд уже восемь лет представляет программы, в которых звучит классика органного репертуара, теперь настало время показать, на что еще способен этот инструмент. Уверяю вас, это прорыв в иную реальность, а каждый концерт – потрясение", – комментирует директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко. 

24 октября цикл открывает титулярный органист Папской Базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор – он исполнит все органные сочинения Дьёрдя Лигети. Именно Лигети – композитор, чья музыка создает атмосферу фильмов Стэнли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" и "Сияние", – совершил настоящую революцию в восприятии органа. Его органные опусы и сегодня, в век электроники, звучат как послание из далекой галактики. Услышать пьесы Лигети на историческом органе в уникальной акустике собора – неповторимый экзистенциальный опыт для любого человека, даже далекого от музыкального авангарда. 

18 декабря Марианна Высоцкая выступит в рамках Рождественского фестиваль "Адвент" с программой "Органные фрески: от Мессиана до наших дней". Это панорама органной музыки последнего столетия, в которой представлены и классики (Мессиан, Лангле, Пярт), и яркие зарубежные авторы (Кампо, Яманучи), и целая плеяда отечественных композиторов (Альфред Шнитке, Валерий Кикта, Фарадж Караев), в том числе прозвучит российская премьера пьесы "Love" Дмитрия Смирнова, умершего прошлой весной от коронавируса.

Панораму продолжит программа композитора и органиста Игоря Гольденберга "Симфония тысячи голосов" (6 февраля 2022). Он исполнит красочные полотна крупнейших мастеров французской органной школы (Дюрюфле, Дюпре, Лангле), вернется к ранним истокам современной музыки (Айвз, Скрябин), вспомнит выдающегося советского композитора и педагога, своего учителя Альберта Лемана и познакомит публику с собственными сочинениями.

Самая необычная программа – четырехчасовые "Медитации на органе" (7 апреля). Это размышление об архитектурных свойствах музыки и музыкальных свойствах архитектуры, найденных в архитектурном музыкальном инструменте. "Звук и тишина, свободно раскрывающиеся в пространстве и времени", – так описывает свою концертную инсталляцию немецкая органистка и композитор Эва-Мария Хубен, один из самых заметных представителей международной композиторской группы Wandelweiser, занимающейся тихой музыкой и практиками глубокого слушания. Концерт пройдет в рамках Международного фестиваля "Музыка Пространство Архитектура".

Последняя программа цикла – некий итог пути. В концерте "Organum novum: 50 звуковых лет" Илья Фёлльми-Кудрявцев (Швейцария) исполнит сочинения, созданные для органа в последние 50 лет; все они, кроме известной пьесы Кейджа Souvenir, прозвучат в России впервые. Среди авторов профессор Цюрихского университета искусств и органист кафедрального собора в Берне Даниэль Глаус, британец Майкл Финнисси и один из титанов современной музыки Хайнц Холлигер – все они так или иначе представляют направление новой сложности и развивают принципы крупнейших композиторов послевоенного авангарда. Этот концерт – настоящий вызов и для солиста, и для слушателей, он требует смелости и открытости, но точно можно сказать, что для тех, кто пройдет этот путь, музыкальная картина мир уже никогда не будет прежней.

24 октября, 19:00

Все органные сочинения Дьёрдя Лигети

Титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде

Даниэль Сальвадор (Испания)

В программе: Дьёрдь Лигети

***

18 декабря, 19:00

Органные фрески: от Мессиана до наших дней

лауреаты международных конкурсов

Марианна Высоцкая – орган

Станислав Малышев – скрипка

Андрей Винницкий – вибрафон, колокольчики

В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан

***

6 февраля, 19:00

Симфония тысячи голосов

лауреат международных конкурсов

Игорь Гольденберг

В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг

***

7 апреля, 19:00

Медитация на органе

Эва-Мария Хубен (Германия)

17:30 – 21:30

В рамках Международного фестиваля "Музыка Пространство Архитектура"

***

22 мая, 19:00

Organum novum: 50 звуковых лет

Илья Фёлльми-Кудрявцев (Швейцария)

В программе: Даниэль Глаус, Майкл Финнисси, Джон Кейдж, Хайнц Холлигер

читать текст

22 октября 2021

Международный фестиваль короткометражных фильмов shnit Worldwide Shortfilmfestival

С 21 по 31 октября в Москве пройдет Международный фестиваль короткометражных фильмов shnit Worldwide Shortfilmfestival. Программа этого года традиционно включает национальный конкурс Made in Russia и международный конкурс, а также внеконкурсные подборки. Впервые shnit покажет внеконкурсную программу экспериментального кино. Показы пройдут в Музее современного искусства "Гараж", кинотеатрах Москино, "Иллюзионе", Мультимедиа Арт Музее и новом пространстве ДК "Рассвет".

За годы существования shnit Worldwide Shortfilmfestival стал неотъемлемой частью фестивального ландшафта Москвы и России. В этом году фестивальные показы пройдут в Краснодаре (Центр современного искусства "Типография"), Казани (Центр современной культуры "Смена"), Екатеринбурге (кинозал Ельцин Центра) и других городах.

В программу фестиваля вошли предельно разнообразные картины – небанальные документальные портреты, чуткие истории взросления, выполненная в различных техниках анимация. Некоторые из фильмов блестяще продолжают традиции жанрового кино, другие – расширяют наши представления о кинематографе, экспериментируя с формой и содержанием. Одни обращаются к общечеловеческим ценностям, а другие поднимают серьезные, стоящие перед обществом вопросы. Но каждый отобранный в программу фильм имеет свой особый голос, напоминая о многообразии окружающего нас мира. Отобранные в конкурс работы позволяют судить о тенденциях в современном российском кинематографе: его политической заостренности и перекличке между локальным и глобальным, активном развитии женского взгляда и выработке гибридного киноязыка.

Особенным событием этого года станет внеконкурсная программа экспериментального кино shnit EXPERIMENTS, куда вошли короткометражные фильмы из семи стран, включая Россию. Также вне конкурса традиционно будет показана программа комедийных короткометражек COMEDY shnit. Фильмы международного конкурса демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами, российские фильмы — с английскими субтитрами. Международный конкурс и внеконкурсные программы будут объявлены позднее.

Национальный конкурс Made in Russia

В программу национального конкурса Made in Russia вошли 16 фильмов, среди которых музыкальная драма о бездомности от создателя клипов Антохи МС ("Бродяга Бро" Петра Трофимова), экранизация прозы Евгении Некрасовой о домохозяйке в условиях патриархального быта ("Руки" Кати Скакун) и подростковый ромком в декорациях кадетского корпуса ("Зарница" Алены Шевченко). Кроме того, в рамках национального конкурса состоятся мировые премьеры драмы взросления Дианы Машановой "Толи", фильма Анатолия Коблова  "Нас всех убьёт глобальное потепление", смонтированного из материала, лежащего в открытом доступе, поэтического и одновременно тревожного образа Крыма "Море волнуется раз. Увертюра", а также московские премьеры комедии Сони Райсман "Герой", которая заставляет иначе взглянуть на наследие русской дворянской культуры, и экспериментального анимационного фильма Саши Свирского "Вадим на прогулке", впервые показанного на Берлинале.

Фильмы национального конкурса разделены на три блока. Премьерные показы каждого блока с участием режиссеров и съемочных команд пройдут в лектории Музея современного искусства «Гараж». Повторные показы состоятся 31 октября в ДК "Рассвет", после которых в "Гараже" состоится закрытие фестиваля и награждение победителей конкурса Made in Russia.

Полная программа национального конкурса 

читать текст

21 октября 2021

40-летие "Юноны и Авось" через современное искусство

27 октября в историческом зале ожидания Казанского вокзала "Комфорт" откроется выставка "Игра в города", посвященная сорокалетнему юбилею спектакля "Юнона и Авось".

В центре выставки – инсталляция художницы и сценографа Ирины Кориной, представляющая собой проект музея "Юноны и Авось". Куратор — Вячеслав Шмыров.

О чем проект "Игра в города"?

В основе экспозиции поп-ап-музея – история создания спектакля, рассказанная через эпизоды из жизни шести авторов: поэта Андрея Вознесенского, композитора Алексея Рыбникова, режиссера Марка Захарова, художника Олега Шейнциса, балетмейстера Владимира Васильева и актера Николая Караченцова. Единое повествование в инсталляции художницы Ирины Кориной под кураторством Вячеслава Шмырова рассказывает о том, как "Юнона и Авось" стала легендарной постановкой с международной славой, и помещает ее в культурный контекст эпохи застоя.

Для Центра Вознесенского обращение к знаменитой рок-опере не только дань уважения постановке "Ленкома" и поэме Андрея Вознесенского, но и попытка рассказать о "Юноне и Авось" как о произведении, преодолевшем границы искусств, жанров, государств, идеологий. Выставка "Игра в города" рассказывает о том, благодаря чему "Юнона и Авось" смогла объединить разных людей и разные континенты.

Место проведения – зал ожидания Казанского вокзала, построенный архитектором Алексеем Щусевым в начале ХХ века, выступает здесь метафорой пересечения творческих замыслов и судеб.

Как "Юнона и Авось" связана с географией?

В основе сюжета спектакля – история любви русского графа Резанова и испанской девушки Кончиты, дочери губернатора основанного испанцами на американском континенте города Сан-Франциско, – феерическая цепочка географических названий и исторических событий, неоднократно оплетающая нашу планету.

Так и уникальная судьба спектакля начинается в 1971 году, когда Андрей Вознесенский, находясь в Канаде, знакомится с историей любви Резанова и Кончиты и пишет об этом поэму "Авось". Она и становится отправной точкой одной из самых красивых легенд о любви, выраженной сначала в рок-опере Алексея Рыбникова, а потом в спектакле театра "Ленком". Здесь образуется новая "игра в города": от премьеры "Юноны и Авось" в Москве в застойном 1981 году через триумфальные гастроли в Париже в 1983 году, сделавшие спектакль достоянием мира, до нью-йоркских гастролей театра "Ленком" на закате горбачевской эпохи в 1990-х.

Ирина Корина, художник проекта: "Мы создаем проект музея "Юноны и Авось": меняем местонахождение спектакля, его смысловое положение, рассматриваем этот проект как часть истории страны. Вспоминаем контекст возникновения, конец 70-х и 80-е и думаем о нем как о наследии, как о части музейной коллекции. Сама форма экспонирования на выставке «Игра в города» носит макетно-декорационный характер. Этот музей пока представляет из себя модель, эскиз".

Вячеслав Шмыров, куратор выставки: "История создания "Юноны и Авось" – поэмы, пластинки, спектакля – история о преодолении "железного занавеса". Феномен за закрытыми дверьми. Спектакль мечты, который парадоксально питали православные песнопения и русский рок, стихотворные и сценографические эксперименты и игра на полной отдаче сил национальной актерской школы... Этому музыкальному и театральному феномену в этом году сорок лет, а это почти две тысячи представлений не только на сцене родного театра "Ленком", но и во многих частях света, в том числе триумфальные гастроли в Париже и Нью-Йорке... Этому событию и посвящена выставка уникальных артефактов и уникальных человеческих историй поэта Вознесенского, композитора Рыбникова, режиссера Захарова, художника Шейнциса, хореографа Васильева и актера Караченцова".

Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского: "Спектакль "Юнона и Авось", основанный на поэме Андрея Вознесенского, все еще проходит в "Ленкоме" с аншлагами – феноменальный успех для театральной постановки. История спектакля задействует практически весь мир, разные континенты и города. Отсюда и выбор площадки – тема дороги, маршрутов и перемещений проходит красной нитью через всю экспозицию, отправляя посетителя в путешествие от Красноярска до Нью-Йорка".

В рамках выставки пройдет сопроводительная перформативная и образовательная программа, которая в ближайшее время будет анонсирована на сайте Центра и в соцсетях. Среди готовящихся событий — перформансы, концерты, кураторские экскурсии, мастер-классы, лекции о "Юноне и Авось" и кинопоказы.

Где: Комсомольская пл., д. 2, Казанский вокзал, 1 этаж, зал №3

Когда: 27 октября – 15 декабря

Подробности: https://voznesenskycenter.ru/.

читать текст

20 октября 2021

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку "Снег на траве"

Экспозиция пройдет с 27 октября 2021 – 09 января 2022 года и представит публике работы режиссера-аниматора Юрия Норштейна и художника Франчески Ярбусовой. Проект приурочен к 80-летию Норштейна.

С самого начала своей художественной жизни Норштейн подходил к мультипликации как к мифотворчеству, изобретая анимированные вселенные на стыке живописи и литературы. Обитатели этих вселенных – герои "Ежика в тумане", "Сказки сказок", "Журавля и цапли" – собраны их создателями из реальности и вымысла, прошлого и будущего, детских воспоминаний и размышлений взрослого человека.

Выставка в Еврейском музее возьмет за основу метод работы Норштейна и Ярбусовой над многослойными персонажами и станет одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству двух художников. Основными экспонатами выставки выступят материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта.

Первая часть выставки покажет несколько объёмных пространственных композиций, которые соединят фрагменты известных фильмов режиссера с документальными свидетельствами его прошлого. Одна из таких композиций посвящена родному двору художника – он вырос в московской Марьиной роще и перенес мельчайшие детали военного и послевоенного быта во многие свои работы, в том числе – в "Сказку сказок". Реальные точки на биографической карте Норштейна будут населять выдумки – герои его произведений.

Вторая часть выставки построена вокруг рабочего процесса, большая часть которого всегда оставалась для поклонников Норштейна и Ярбусовой таинственным закулисьем. Посетители смогут исследовать материалы к главным фильмам художников – от эскизов и раскадровок до фаз рождения персонажа – а также увидят, как идет многолетняя работа над фильмом "Шинель".

Для выставки разработана программа для людей с разными формами инвалидности. Для слабовидящих и незрячих посетителей будет представлен специальный экскурсионный маршрут. Совместно с объединением глухих экскурсоводов "Жест в музее" Еврейский музей организует экскурсии на РЖЯ. Для посетителей с особенностями интеллектуального развития пройдут мастер-классы по мотивам выставки.

Об авторах

Юрий Норштейн – выдающийся советский и российский режиссер и художник-аниматор, почетный профессор ВГИКа, народный артист СССР. В качестве мультипликатора студии "Союзмультфильм" участвовал в создании таких мультфильмов, как "Каникулы Бонифация", "Чебурашка", "Варежка", "Левша", "Осторожно, щука!". В 1975 году вышел фильм, принесший режиссеру мировую славу – "Ежик в тумане". 

Франческа Ярбусова – советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, лауреат Президентской премии. Жена Юрия Норштейна и художник всех его фильмов: "Лиса и заяц", "Ежик в тумане", "Журавль и цапля", "Сказка сказок", "Шинель", а также анимационных фильмов "Паровозик из Ромашково", "Как мужик двух генералов прокормил", "Сеча при Керженце" и других. Иллюстрировала книги "Путаница", "Дедушкин валенок", "Рассказы" Михаила Жванецкого и другие. 

Фильмы Норштейна и Ярбусовой известны по всему миру и награждены российскими и международными премиями, среди которых Государственная премия СССР, а также гран-при кинофестивалей в США, Франции, Хорватии и других странах. В анимации Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова стали авторами нового языка, соединившего историю мирового искусства и остроту детских воспоминаний, классическую литературу и красоту повседневности. После появления фильма "Сказка сказок" стало понятно, что анимация способна говорить на любые темы и не подчиняется иерархии, в которой было принято помещать ее за кинематографом.  

Куратор выставки – Мария Гадас.

Художник экспозиции – Мария Утробина.

читать текст

06 октября 2021

В Дербенте пройдет первый фестиваль народов Большого Кавказа

Первый этнокультурный фестиваль народов Большого Кавказа "Кавказ обетованный" пройдет с 10 по 15 октября в Дербенте. На шесть дней город превратится в творческий кластер, объединяющий лучшие культурные пространства и городские площадки, чтобы рассказать о богатом и многообразном кавказском духовном наследии и традициях. В этом году в центре программы – культура и история горских евреев. Инициатор и организатор фестиваля – Российский еврейский конгресс (РЕК) при поддержке Федерального агентства по делам национальностей и правительства Республики Дагестан.

Гостей фестиваля ждут концерты и перформансы на стыке традиционных и экспериментальных жанров от артистов мирового уровня: шведского тромбониста и композитора Элиаса Файнгерша, одного из самых известных в мире трубачей Сергея Накарякова, этнического и джазового духовика Аркадия Шилклопера, композитора и пианиста Юрия Бренера, джазмена Алекса Ростоцкого, московско-армянской альт-рок-группы "Дети Picasso" Гаи Арутюнян и других известных музыкантов. 

В городе откроются яркие проекты: в Музее истории мировых культур и религий пройдет выставка об истории горско-еврейской общины Буйнакска, а в популярном среди горожан и гостей города пешеходном переулке имени Казем-Бека покажут работу известного журналиста и документального фотографа Василия Колотилова –20 бытовых портретов горских евреев из шести городов и поселков Северного Кавказа.

На просветительских площадках пройдет серия бесед с антропологами и фольклористами об истории, культуре и образе жизни еврейской общины; творческие встречи и мастер-классы художников и традиционных музыкантов. На территории музейного комплекса "Девичьи бани" будет представлен документальный театральный проект, посвященный дербентской идентичности – результат работы лаборатории, в которой примут участие актеры и обычные горожане. Здесь же пройдет мастер-класс по игре на традиционных классических музыкальных инструментах. Показы документальных фильмов состоятся в фестивальном клубе. Горско-еврейский театр Дербента готовит к фестивалю сценическую читку "Драматургия горских евреев", которая состоится на малой сцене Лезгинского театра при участии магистрантов Школы-студии МХАТ. 

В парке имени Сулеймана Стальского – ежедневная уличная музыкально-театральная программа "Нарын-Кала и другие мелодии Кавказа", фестиваль кавказско-еврейской кухни с открытой дегустацией (шоу "Великий кулинарный путь") и танцевальный вечер под руководством народных хореографов в сопровождении живой музыки. А по историческому центру города уникальные авторские экскурсии проведет Ирина Михайлова – историк, сценарист, руководитель музея и женского клуба "Очаг" при синагоге Келе-Нумаз. "О чем молчат дома" – так называются и маршрут, и недавно вышедшая книга Ирины. 

Нетривиальные площадки и форматы-сюрпризы – одно из отличий фестиваля "Кавказ обетованный" от других подобных событий. Так, на площадке под знаменитым дербентским маяком шведский музыкант Элиас Файнгерш, "золотой тромбон Европы", представит светомузыкальный перформанс "Тромбон над городом". Таким образом, маяк, один из символов Дербента, будет введен в культурно-событийный оборот. А знаменитый на весь Кавказ создатель традиционных кавказских барабанов Дагир Мамедов даст мастер-класс/концерт прямо на фирменной дербентской плоской крыше своего дома на магале, откуда открывается потрясающий вид на крепость, город и море. 

"Кавказ обетованный" представляет и большую мировую премьеру. На сцене Лезгинского театра 13 и 14 октября – музыкальное представление "Двенадцать сыновей, месяцев и настроений" известного израильского композитора, программного директора фестиваля Юрия Бренера. Исполнители – струнный оркестр Дагестанской государственный филармонии им. Татама Мурадова и мировые звезды – Элиас Файнгерш (Швеция) и Сергей Накаряков (Франция). Живая электроника и видеопроекция на сверхтонкий экран, используемые в этом необычном действе, создают эффект многомерного музыкально-образного пространства. 

Фестиваль "Кавказ обетованный" открывается музыкально-художественным перформансом "Еврейская сюита" (10 октября, Лезгинский театр), который создан международной российско-израильской творческой группой – художником Максом Эпштейном  (живопись в технике "документального рисования", перкуссия), автором музыки и исполнителем Юрием Бренером (фортепиано, компьютер, перкуссия), музыкантом  Аркадием Шилклопером (валторна, шофар, труба, флюгельгорн). "Еврейская сюита" – победитель театрально-музейного фестиваля Theatrum, проводящегося под патронажем Национальной театральной премии "Золотая маска". 

Аутентичный фестиваль с яркой и насыщенной программой планируют проводить ежегодно, каждый раз делая акцент на одной из культур народов Северного Кавказа. Организаторы уверены, что "Кавказ обетованный" станет неотъемлемой частью международной карты событий и местом притяжения тысячей гостей из самых разных стран. Вход будет свободным. Прямые трансляции ключевых мероприятий будут проходить на YouTube-канале фестиваля.

С подробной программой можно ознакомиться на сайте https://kavkazfestival.ru.

читать текст

06 октября 2021

Выставка "Транспорт в искусстве. Я так вижу."

10 октября 2021 года в здании Северного речного вокзала открывается выставка “Транспорт в искусстве. Я так вижу”. На ней представлены работы юных художников – победителей творческого конкурса "Я художник – я так вижу". Призёров выбирали ведущие музеи России.

Выставка “Транспорт в искусстве. Я так вижу”  это взгляд детей и молодых людей с инвалидностью, а также их братьев и сестер на известные произведения искусства, посвященные теме транспорта. Транспорт – неотъемлемая часть повседневной жизни человека и свидетельство технического развития цивилизации. Он всегда присутствовал в мировом изобразительном искусстве: от наскальных петроглифов эпохи палеолита с изображением лодок до опережающих время чертежей Леонардо Да Винчи эпохи Возрождения и работ современных художников.

Сто работ победителей конкурса  "Я художник – я так вижу"  года были отобраны экспертами Государственного музея изобразительный искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и еще двадцати семи музеев-партнеров проекта из разных городов России. Шестьдесят из них посвящены теме транспорта в искусстве и еще 40 представляют тематики конкурса прошлых лет: дети, спорт и колесо в искусстве.

Выставка "Транспорт в искусстве. Я так вижу" откроется 10 октября церемонией награждения победителей конкурса, которые приедут со всей России. Вести церемонию будет давний друг проекта – музыкант и актер, лидер группы "Несчастный случай" Алексей Кортнев.

Выставка открыта  для посещения с 11 до 31 октября и будет сопровождаться онлайн и оффлайн программами инклюзивных мероприятий, интересных для семей с детьми. Они подготовлены музеями-партнерами проекта и  его организаторами. Каждые выходные будут проводиться мастер-классы, на которых дети смогут самостоятельно создать свои интерпретации известных произведений искусства. В будние дни будут проходить онлайн-мероприятия: мастер-классы и лекции. Программу выставки завершит публичная дискуссия с участием известного общественного деятеля Екатерины Шульман "Борьба за видимость или сегрегация. Разговор об инклюзивных конкурсах и фестивалях",  организованная совместно со специальным партнером конкурса ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В рамках параллельной программы в галерее  "Метро" (м. Выставочная)  представлены работы и истории победителей конкурсов "Я художник – я так вижу" 2017-2021 годов.

Конкурс проводится некоммерческой организацией по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью "Колесо Обозрения" с 2016 года. В 2021 году проект реализуется при использовании гранта, предоставленного Фондом Президентских грантов.

Генеральный партнер проекта – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы – предоставил выставочную площадку и призовой фонд победителям и участникам конкурса. 

Подробности на сайте ятаквижу.рф

читать текст

04 октября 2021

Фонд MaxArt открывает набор в художественную резиденцию rhIZOme

rhIZOme – первая художественная резиденция Фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt. rhIZOme призвана стать отличной возможностью для художников сконцентрироваться на реализации своего проекта, расширить кругозор и выстроить нетворкинг в арт-сообществе.

rhIZOme – пространство для работы и взаимодействия для художников из Москвы и других российских городов. Пространство резиденции площадью 190 кв.м. с высокими потолками, естественным светом, отдельными мастерскими и общей гостиной и кухней – идеальное место для работы. 5 мастерских, 4 из которых предназначены для художников из Москвы и 1 мастерская с возможностью проживания в резиденции, оборудованной санузлом и кухней. Все мастерские предоставляются сроком на 5 месяцев.

Художники первой смены резиденции будут отобраны с помощью open-call и экспертного совета. В экспертный совет входят: Анатолий Любавин, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова; Дмитрий Ханкин, управляющий партнер галереи "Триумф", Василий Церетели, исполнительный директор ММОМА; Полина Могилина, главный куратор фонда MaxArt; Евгения Воронова, со-основатель фонда MaxArt.

Программа резиденции rhIZOme: oбразовательная программа для резидентов – встречи с экспертными представителями российской арт индустрии, консультации с главным куратором фонда MaxArt, совместные походы в музеи и галереи Москвы, курс лекций по философии современного искусства. По итогам резиденции по согласованию между художником и руководством Фонда 1 работа передается в коллекцию Фонда. Специальный показ для экспертного совета и гостей Фонда по итогам резиденции.

Участники первой резиденции получат грант в 150 тысяч рублей.

Название резиденции rhIZOme отсылает к концепту ризомы – понятия философии постмодерна, фиксирующего принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющего открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Этот термин был введен Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноимённой книге в 1976. Делёз и Гватари используют слова "ризома" и "ризоматичный", чтобы описать какую-либо теорию и какое-либо исследование, которые допускают множественные неиерархичные (не упорядоченные в какую-либо иерархию) точки входа и выхода в представлении и интерпретации знания. Концепт ризомы содержит в себе несколько ключевых принципов: принцип соединения, принцип неоднородности, принцип множественности и принцип отсутствия единого центра.

Цель резиденции - создать место концентрации творческой энергии, бурлящее потоком смыслов и интерпретаций и пространство свободы для эксперимента. Резиденция продолжает программу фонда MaxArt, направленную на поддержку и развитие современного искусства в России.

Подать заявку можно на сайте.

Сроки подачи заявки и этапы формирования первой смены резиденции:

⁃                  4 - 24 октября 2021 open-call для художников

⁃                  25 -31 октября 2021 отбор заявок экспертным советом резиденции

⁃                  1 ноября 2021 будут объявлены имена финалистов

⁃                  4 ноября заезд в резиденцию

 

Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt основан в 2021 году. В основе деятельности Фонда: поддержка российских художников, выставочная деятельность, участие в значимых художественных событиях, реализация образовательных и грантовых программ, открытие художественных резиденций.

Институциональные партнеры Фонда: МГАХИ им. В.И. Сурикова, Московский музей современного искусства, галерея "Триумф".

Патроны Фонда: деятели искусств, коллекционеры и меценаты, среди которых ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи "Триумф" Дмитрий Ханкин, российский бизнесмен Алексей Тайчер, коллекционер Алексей Верхотуров и др.

Руководство Фонда: в составе сооснователей Фонда – российская художница Евгения Воронова, главный куратор Фонда – Полина Могилина.

читать текст

30 сентября 2021

Фестиваль "АРТМИГРАЦИЯ-ДЕТЯМ" представит лучшие спектакли

В дни осенних школьных каникул Союз театральных деятелей России проведет Всероссийский театральный фестиваль "АРТМИГРАЦИЯ-ДЕТЯМ" и покажет в Москве лучшие спектакли, поставленные для детей и подростков режиссерами в регионах России.

Театральный проект "АРТМИГРАЦИЯ-ДЕТЯМ" впервые состоялся в 2018 году. Программу фестиваля ежегодно составляют лучшие спектакли из региональных театров, работающих для юношеской и детской аудитории, имеющих свою уникальную театральную концепцию, свое видение современного спектакля для детей и подростков. За несколько лет мероприятие убедило москвичей всех возрастов, что за пределами двух столиц идет невероятная театральная жизнь.

На общероссийский конкурс было прислано 83 заявки от региональных театров, среди которых экспертами были выбраны 7 лучших спектаклей. Они будут показаны с 25 по 31 октября:

"Сказка о рыбаке и рыбке" 0+

Александр Пушкин

режиссер Людмила Федорова

Тверской государственный Театр кукол, г. Тверь

 

"Мой папа – птиц" 6+

Дэвид Алмонд

режиссер Виктория Печерникова

Озерский театр драмы и комедии "Наш дом", г. Озерск

 

"Я – кулак. Я – А-н-н-а" 12+

Марта Райцес

режиссер Юлия Каландаришвили

Красноярский театр кукол, г. Красноярск

 

"Фрида" 12+

режиссер Надежда Мошкина

Большой театр кукол, г. Санкт-Петербург

 

"Yншэн сагаан ботогон" / "Верблюжонок" 12+

режиссер Сойжин Жамбалова

Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева, г. Улан-Удэ

 

"Терра" 0+

режиссер Алмаз Садриев

Альметьевский татарский государственный драматический театр, г. Альметьевск

 

"Кукушка" 6+

режиссер Анна Коонен

Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр", г. Улан-Удэ

 

"АРТМИГРАЦИЯ-ДЕТЯМ" – один из крупнейших детских фестивалей в Москве, который нацелен на развитие театра для детей в России и повышение его доступности, на стимулирование новых театральных концепций, на всесторонний обмен опытом среди начинающих и известных режиссеров.

Спектакли фестиваля пройдут в Театральном центре "На Страстном" (Страстной бульвар, 8А) и в Боярских палатах СТД РФ (Страстной бульвар, 10).

Все средства, полученные от продажи билетов, будут переданы в благотворительный фонд. В прошлые годы фестиваль сотрудничал с благотворительным фондом "Галчонок" и фондом "Подари жизнь".

Официальный сайт фестиваля: http://artmigration.ru/.

читать текст

27 сентября 2021

Премьера музыкально-драматического спектакля "Олеся. Июньских дней рассказ"

20 октября сцене Большого зала консерватории им. П.И.Чайковского состоится премьерный показ музыкально-драматического спектакля "Олеся. Июньских дней рассказ" при участии Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова в рамках проекта "Новому веку новые имена". Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда "12".

Современники Куприна вели споры о повести: "Мир сказки разбитый реальностью – это романтизм?". В конце жизни писатель ответит: "Всё это было со мной".

Камерное действие в жанре театральной "классики" и современный взгляд: "лесная симфония" Куприна – повесть "Олеся" и "Времена года" Чайковского. Пленит в колдунье писателя-дворянина таинственное и прекрасное, но сердцем ленив, человек он светского толка. Олеся свободна, дика, духом сильна  – "дитя" бескрайних просторов Полесья. Сказка любви всего на месяц, знает Олеся. Знает, придет от людей беда. Как же ведьме судьбу обмануть? "Обо мне ты не вспомнишь дурно", – молвит и, бусы оставив на память, уйдет в никуда. Боль пройдет, но останутся с ним и образ колдуньи Олеси, и нитка стеклянных кораллов, и дней июньских рассказ навсегда.

"Куприн о любви говорит возвышенно и нам хотелось до этих вершин дойти. И, конечно, пронести достойно русское слово и музыку Чайковского. Передать наш трепет дорогому зрителю", – рассказала автор проекта Анна Айрапетянц.

***

"Новому веку – новые имена" – культурно-просветительский проект, который с 2016 выпускает серию музыкально-драматических спектаклей, посвященных великим русским писателям и их творческому наследию. Все премьеры состоялись на сцене Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с аншлагом.

Цикл  подобных постановок отличает новый художественный формат, сочетающий в себе лучшие традиции театральной "классики" и элементы современной режиссуры. Одноактное действо в камерном жанре, где музыка и слово равноценно развиваются в рамках спектакля, дополняя друг друга, с одной стороны. С другой – вступают в конфликт, имеют определенную законченность внутри структуры и существуют самостоятельно. Здесь в полной мере раскрываются индивидуальность и творческий потенциал артиста. Здесь по-новому открывает для себя зритель глубину, драматизм, разнообразие русского слова. Дополнительные художественные средства – костюмы, декорации, свет сведены в этом формате до минимума. Легкими штрихами они лишь дорисовывают образ главного героя и добавляют необходимые подробности в создании атмосферы "русского мира" эпохи XIX - начала ХХ веков.

***

Музыкально-драматический спектакль "Олеся. Июньских дней рассказ"

Большой зал консерватории им.П.И. Чайковского

20 октября 2021 года в 19:00

 

Исполнители:

Екатерина Нестерова – Олеся

Антон Стреляев – Иван Тимофеевич

Антон Ромм – Урядник, Ярмола

Музыкальное сопровождение:

Анна Айрапетянц – фортепиано

Элеонора Карпухова – фортепиано

Инсценировка и постановка:

 Анна Айрапетянц

 

В программе: фрагменты повести "Олеся" А.И. Куприна и "Времена года" op.37 П.И. Чайковского.

Продолжительность: 1 час 20 минут.

читать текст