Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


03 декабря 2021

"Французский рисунок XVI-XX веков из коллекции Инны Баженовой" в Фонде In Artibus

Рисунки показывают зрителю редко и ненадолго, это хрупкая и капризная техника. Постоянной экспозиции графики нет ни в одном музее. Она боится света, ей нужен особый температурный режим, особые условия экспонирования. Тем больше поводов посмотреть выставку "Французский рисунок ХVI – ХХ вв. из коллекции Инны Баженовой", ее экспонаты, вероятнее всего, можно увидеть один раз в жизни/

Фонд продолжает серию – это третья выставка европейской графики, принадлежащей известному московскому собранию. Здесь представлено более ста работ художников разных эпох: от французского ренессанса до французского модернизма. Организаторы выставки считают экспозицию достаточно репрезентативной, чтобы у зрителя сложилось представление об истории французского искусства с ее не самой известной, графической стороны.

Открывают ряд рисунки мастеров ХVI века, близких школе Фонтенбло – той культурной точке, где, собственно, и складывалось французское искусство.  Многих зрителей удивят свобода и пленэрная легкость рисунков Николя Пуссена – мэтра строгого классицизма, рядом с ним пейзаж его современника Жака Калло, известного своими гротесками, покажется связанным классическим каноном.

ХVIII век представлен известнейшими именами: Антуан Ватто, Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар в сознании зрителя неразрывно связаны с понятием "рококо". На выставке можно увидеть насколько несхожи друг с другом мощные индивидуальности этих "певцов галантного века".

Широко представлен на выставке очень важный для французского искусства ХIХ век. В разделе, посвященном романтизму, "Львиная охота" зрелого Эжена Делакруа соседствует с великолепными рисунками друга его юности, гениального Теодора Жерико, чья жизнь прервалась трагически рано. Рисунки саркастичного Оноре Домье и уравновешенного Камиля Коро, крестьянки Франсуа Милле и пейзажи примкнувших к нему барбизонцев – это середина ХIХ века, канун разразившейся вскоре "революции пленэра". Герои этой революции – импрессионисты и пост-импрессионисты также представлены на выставке. Пейзажный рисунок Клода Моне, купальщицы Эдгара Дега соседствуют с острохарактерным женским силуэтом работы Анри де Тулуз-Лотрека и тремя рисунками Жоржа Сёра, чей вклад в историю искусства не ограничился изобретением пуантилизма – живописи, в которой цвета смешиваются оптически. Сёра-рисовальщик, что известно гораздо меньшему кругу почитателей искусства, – один из самых востребованных художников своей эпохи. Его графика удивительно разнообразна, весь ряд ее возможностей: от плоскостного рисунка-знака до, так называемого, "рисунка живописца", имитирующего третье измерение, в творчестве художника представлен с одинаковым совершенством. 

Череда французских модернистов включает имена художников более известных как живописцы: Пьер Боннар, Альбер Марке, Андре Дерен и тех, кто известен своими рисунками не меньше, чем живописью – Одилон Редон, Анри Матисс и, наконец, Пабло Пикассо, который представлен на выставке рисунком к знаменитейшим "Авиньонским девицам" – первой картине кубизма.

Среди особых редкостей можно отметить рисунок художницы Жанны Эбютерн, трагической возлюбленной Амедео Модильяни. Ее творческое наследие крайне невелико, а рисунок представляет собой портрет прекрасного усталого Моди, дремлющего на кровати.

Наконец, один из главных хитов выставки – "африканский" рисунок самого Модильяни "Голова анфас", побывавший недавно на крупных ретроспективах художника в Лилле (Франция) и Хельсинки (Финляндия). В Москве он экспонируется впервые.

Рисунки традиционно считаются вспомогательным продуктом творческого процесса, своего рода "кухней" художника, однако эта точка зрения постепенно перестает быть бесспорной. Фонд In Artibus представляет рисунок, как самостоятельную область искусства, а также как неотъемлемую часть обширной коллекции западноевропейской живописи и графики. Выставка дает зрителю уникальную возможность "заглянуть на кухню" не только художников, но и коллекционера.

Выставка будет проходить с 11 декабря 2021 по 6 марта 2022 года.

читать текст

02 декабря 2021

XXI Международный зимний фестиваль "Площадь Искусств"

Мероприятия с 10 по 26 декабря 2021 года.

XXI Международный зимний фестиваль "Площадь Искусств" будет посвящен 100-летию Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича – старейшей концертной организации страны. Его кульминацией станет гала-концерт 11 декабря, в программе которого вместе с двумя филармоническими оркестрами – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – выступит народный артист России, дирижер Николай Алексеев и плеяда звездных солистов – пианисты Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Саяка Сёдзи (Япония), Александр Канторов (Франция) и другие.

В афише фестиваля – концерты обоих филармонических оркестров: программы Заслуженного коллектива России прозвучат под управлением главного приглашенного дирижера Шарля Дютуа (Швейцария), Элиаху Инбала (Израиль) и Андраша Шиффа (Великобритания); солистами в них станут пианисты Борис Березовский, Рудольф Бухбиндер (Австрия) и Андраш Шифф; Академический симфонический оркестр выступит под управлением Николая Алексеева; солисты – скрипач Вадим Репин и виолончелист Златомир Фанг (США). 

Яркими событиями фестивальной программы станут выступления Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Василия Петренко, Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, а также опера-гала, посвященный памяти Галины Вишневской.

Фестиваль откроется камерной программой: сочинения Дебюсси, Шостаковича и Рахманинова прозвучат в исполнении всемирно известных музыкантов пианиста Николая Луганского и виолончелиста Готье Капюсона (Франция). Также петербургскую публику ждут сольные и камерные выступления таких звезд, как меццо-сопрано Элина Гаранча (Латвия), пианист Александр Канторов (Франция), баритон Сергей Лейферкус.

Организатором Международного зимнего фестиваля "Площадь Искусств" выступает Петербургская филармония, основная часть фестивальных событий проходит в ее залах. При этом фестивальная афиша традиционно включит проекты партнеров Филармонии – Михайловского театра, Русского музея, Театра музыкальной комедии, Концертного хора Санкт-Петербурга, чье выступление пройдет в Спасе на крови.

Художественный руководитель Международного зимнего фестиваля "Площадь Искусств" – маэстро Юрий Темирканов. 

читать текст

02 декабря 2021

VIII Международный рождественский фестиваль "АДВЕНТ"

VIII Международный рождественский фестиваль "АДВЕНТ" пройдет с 28 ноября – 26 декабря в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла.

Рождественский фестиваль духовной музыки "Адвент" ежегодно приглашает слушателей окунуться в удивительную атмосферу подготовки к Рождеству. В западной христианской традиции Адвент – особое время радостного ожидания чуда, и концерты фестивальной афиши распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника. Фестиваль продлится четыре недели, его приоритеты – эксклюзивные программы, высокий профессионализм, выступления лучших музыкантов и создание неповторимой атмосферы.

"В этом году концепцию фестиваля подсказали реалии времени: не будет масштабных хоровых и симфонических программ, но сегодняшнее время ограничений – прекрасная возможность представить серию интереснейших камерных программ: ансамбли старинной музыки создают ощущение тепла, уюта и почти домашнего музицирования, – чувство сопричастности к магии звуков. И, конечно, "Адвент" – это возможность услышать известных органистов и исторический орган собора", –рассказал директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко. 

Фестиваль откроется 28 ноября концертом, посвященным 265-летию со дня рождения Моцарта. Его Реквием остается одной из самых популярных программ Collegium Musicum, но для фестиваля ансамбль готовит уникальное выступление – в один вечер прозвучат все церковные сонаты композитора. Сохранилось семнадцать пьес, созданных Моцартом в возрасте 16 – 24 лет, когда он служил концертмейстером при дворе Зальцбургского архиепископа. Это изящные инструментальные миниатюры, которые отличаются легкостью, изящностью и мелодичностью. Они напоминают нам, что Моцарт с 6 лет публично выступал как органист, играл на многих известных органах Европы и признавался, что "на мой взгляд и мой слух орган – король всех инструментов". 

2 декабря – еще одно уникальное событие: программу "Музыка на Святое Рождество и к праздникам" представит "Ренессанс-оркестр". Проект объединяет музыкантов Москвы и Петербурга, исполняющих музыку эпохи Ренессанса. И хотя в те времена оркестров не существовало, сегодня его идея выглядит очень заманчивой и дает колоссальные возможности – в одном концерте можно услышать множество необычных старинных инструментов и самую разнообразную музыку. Среди прочего, впервые прозвучат пьесы из Сборника Пьера Фалеза (1571), недавно расшифрованные и подготовленные к публикации одним из участников проекта. 

5 декабря фестиваль продолжит органный вечер "Бах-гала": формат, когда органисты разных поколений исполняют на историческом органе собора музыку немецкого мастера, стал одним из наиболее популярных у фестивальной публики. В этом году специальные программы готовят любимцы московской публики, постоянные участники проектов Collegium Musicum – Фёдор Строганов, испанский органист Даниэль Сальвадор и мэтр отечественной органной школы, заслуженный артист России Александр Фисейский. 

12 и 18 декабря на фестивале прозвучит современная музыка. Блистательный альтист Сергей Полтавский известен как один из самых интересных музыкантов, работающих в экспериментальных форматах и сотрудничающих с современными композиторами. Вместе с пианистом и органистом Владимиром Скомороховым он будет играть музыку живых классиков – наших современников, самых исполняемых и востребованных на крупнейших сценах мира: Арво Пярта, Стива Райха, Нико Мьюли, Кайи Саариахо. Это программа для тех, кто ищет нечто большее, чем просто хороший классический концерт, и готов погрузиться в эксперименты с живой электроникой в уникальной акустике соборного пространства. Программа Марианны Высоцкой из цикла "Голоса Вселенной. Орган XXI века" – это панорама органной музыки последнего столетия, в которой представлены и классики (Мессиан, Лангле, Пярт), и яркие зарубежные авторы (Кампо, Яманучи), и целая плеяда отечественных композиторов (Альфред Шнитке, Валерий Кикта, Фарадж Караев), в том числе прозвучит российская премьера пьесы "Love" Дмитрия Смирнова, умершего прошлой весной от коронавируса.

Ценителей старинной музыки ждет подарок и от ансамбля "Хронос" под руководством Евгения Скурата – новая программа "Рождественская музыка от Перотина до Мессиана". 19 декабря, в преддверии западноевропейского Рождества, в соборе будут звучать сочинения из средневековых рукописей, древнейшие византийские стихиры, произведения европейских авторов Возрождения и Барокко, русские духовные песнопения допетровских времен, а также несколько шедевров ХХ века. Выступление "Хроноса" – всегда больше чем просто концерт, это мистерия, где встречаются Восток и Запад, далекое прошлое и настоящее.

26 декабря ансамбль Collegium Musicum по традиции исполнит сочинения Баха, предназначенные для радостных дней Рождества. В этом году будет звучать третья часть знаменитой "Рождественской оратории" и кантата на хорал Мартина Лютера "Слава Тебе, Иисусе Христе". Они отличаются особенно торжественным характером, а ансамбль старинных инструментов полностью погружает в атмосферу эпохи. 

Подробности на сайте.

читать текст

29 ноября 2021

Выставка "Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России"

Восемьдесят произведений голландских мастеров "золотого" XVII века из одиннадцати музеев и четырех частных собраний России объединятся в едином пространстве Серпуховского историко-художественного музея. Данная выставка станет точкой притяжения для профессионального музейного сообщества, а также будет интересна самому широкому кругу посетителей.

География проекта: от Москвы до Краснодара и Республики Татарстан. Сотрудничество с Посольством Королевства Нидерландов в Москве, выраженное в содействии реализации параллельной программы, позволит представить глубокий обзор художественной жизни Нидерландов XVII столетия. Данная выставка – это крупный проект Серпуховского музея, подготовленный в сотрудничестве с ведущими федеральными и региональными музеями России.

Девять залов Серпуховского музея раскрывают быт и характер этой страны при помощи основных жанров, система которых была сформирована голландскими мастерами XVII столетия: натюрморт, портрет, морской и национальный пейзажи, батальный жанр, жизнь и быт города, историческая живопись, представленная художниками круга Рембрандта, его современниками. Каждый зал раскрывает определенную тему, а их последовательность создает маршрут, по которому посетители отправляются в тур по Голландии не выезжая из Подмосковья: приплывают на корабле, пришвартовываются к туманным берегам, наслаждаются аутентичными видами, исследуют города и их окрестности, посещают дома местных жителей, знакомятся с ними и узнают их истории…

В пространстве предусмотрено мультимедийно-интерактивное оснащение, которое поможет не только увидеть Голландию, но и почувствовать ее: как звучит, чем пахнет и какая на ощупь.

Куратором проекта выступает В.А. Садков – доктор искусствоведения, заведующий Отделом искусства Старых мастеров в ГМИИ им. А.С. Пушкина, являющийся в данном вопросе признанным экспертом международного уровня.

Даты: 26 ноября 2021 –10 апреля 2022.

читать текст

26 ноября 2021

XXII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"

Событие будет проходить с 29 ноября по 6 декабря 2021 в Москве.

Конкурс соберет в столице 48 исполнителей (не старше 15 лет) из городов России и других стран (в их числе – США, Канада, Китай, Ливан, Армения, Польша, Кипр, Сербия). На протяжении двух с лишним десятилетий этот проект является приоритетным для телеканала "Россия – Культура". Многие "щелкунчики" прошлых лет уже занимают почетные места в профессиональных рейтингах, удостоены наград, успешно концертируют. Среди них – пианист Даниил Трифонов, скрипач Даниэль Лозакович, Ростислав Шараевский (ударные инструменты), скрипачка Лея Чжу и многие-многие другие исполнители.

Сохранить особую деловую и творческую атмосферу конкурса особенно важно в нынешних непростых условиях. Организаторы делают все, чтобы состязание прошло успешно, став запоминающимся этапом в жизни и карьере каждого участника. Их полный список можно найти на платформе СМОТРИМ.

По условиям конкурса, юные музыканты соревнуются в трех номинациях:

• Фортепиано;

• Струнные инструменты (скрипка, виолончель, контрабас, арфа);

• Духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты.

***

ЖЮРИ

Решать, кто из юных музыкантов достоин считаться лучшим в своей специальности, традиционно будут профессионалы высочайшего класса  именитые педагоги и музыканты. Членами судейской коллегии в 2021 году стали:

Фортепиано:

Елена Башкирова (Россия/Германия) – пианистка, основатель и художественный руководитель многих музыкальных проектов, в числе которых Международные фестивали камерной музыки в Иерусалиме и Берлине (фестиваль "Интонации").

Георгий Вачнадзе (Грузия/США) – лауреат многих международных фортепианных конкурсов, преподаватель Школы музыки Университета Де Поля (Чикаго), основатель и художественный руководитель Международной фортепианной академии Villa Sandra в Лезе (Лаго-Маджоре) в Италии.

Михаил Воскресенский (Россия) – народный артист России, заведующий кафедрой фортепиано Московской консерватории, президент Международного Скрябинского общества. Как пианист записал более 60 дисков, выпущенных крупнейшими музыкальными фирмами.

Струнные инструменты:

Захар Брон (Россия/Германия) – народный артист РФ, скрипач, педагог. Профессор Высшей школы музыки Кёльна и Высшей школы музыки Королевы Софии в Мадриде. В Интерлакене действует Академия Захара Брона, в которой проводятся мастер-классы для молодых скрипачей.

Гилад Карни (Израиль/Швейцария) – главный альтист Цюрихского оркестра Тонхалле, лауреат Первой премии Международного конкурса альтистов Лайонеля Тертиса (1994), Третьей премии ARD в Мюнхене.

Виктор Третьяков (Россия) – народный артист СССР, профессор Московской консерватории и Высшей Школы музыки в Кёльне, лауреат многочисленных премий.

Духовые и ударные инструменты:

И-Пинь Янг (КНР) – перкуссионистка, приглашенный профессор Шанхайской консерватории, преподаватель Консерватории Лиона.

Владислав Лаврик (Россия) – заслуженный артист России, трубач, дирижер, преподаватель Московской консерватории, основатель международного музыкального фестиваля медного духового искусства Brass Days.

Валентина Мишо (Франция/Швейцария) – саксофонистка, победительница конкурса Credit Suisse Young Artist Award 2020, преподаватель Женевской консерватории. Выступает с оркестрами, сольными программами и в составе камерных музыкальных коллективов на ведущих мировых сценах.

Вадим Эйленкриг (Россия) – трубач, педагог, продюсер, ведущий проектов "Большой джаз" и «Клуб "Шаболовка, 37" на телеканале "Россия – Культура". Художественный руководитель Фестиваля "Ветер Перемен" (г. Казань) и Фестиваля "Джазовое лето с Эйленкригом" на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.

***

СТРУКТУРА КОНКУРСА И НАГРАДЫ

29 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского днем пройдет жеребьевка, которая определит порядок выступления участников, а в 19.00 состоится торжественное открытие конкурса. Смотр включает III тура: программа I и II туров исполняется соло или с концертмейстером (эти прослушивания пройдут в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных). III тур состоится 6 декабря и определит имена лауреатов. Его участники выступят с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением дирижера Михаила Шехтмана в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

Каждый участник I тура получит диплом участника конкурса, участники II тура – звание дипломанта конкурса и памятные призы. Победителями III тура станут 9 лауреатов (по 3 в каждой номинации), которые получат премии и памятные призы:

I премия – "Золотой Щелкунчик";

II премия – "Серебряный Щелкунчик";

III премия – "Бронзовый Щелкунчик".

При помощи смс-голосования 6 декабря определится обладатель приза зрительских симпатий.

***

ПРОГРАММА КОНКУРСА

29 ноября в 19.00 в эфире телеканала "Россия – Культура" и на медиаплатформе ВГТРК "СМОТРИМ" состоитя прямая трансляция Торжественного открытия конкурса. 

Участники концерта-открытия уже известны. Свое мастерство покажут лауреаты конкурса "Щелкунчик" разных лет – Химари Йошимура (скрипка, "Золотой Щелкунчик", 2019), Роман Шер (фортепиано, "Золотой Щелкунчик", 2020), Вера Когай (ударные инструменты, "Серебряный Щелкунчик", 2020), Андрей Зайцев (кларнет, "Золотой Щелкунчик", 2020), Сергей Давыдченко (фортепиано, "Золотой Щелкунчик", 2016). Зрители также увидят и услышат выступления музыкантов-членов жюри конкурса. Это –Валентина Мишо (саксофон), Гилад Карни (альт), И-Пинь Ян (ударные). Игру исполнителей будет сопровождать Академический симфонический оркестр Московской филармонии, за дирижерский пульт которого встанет еще один член жюри – Владислав Лаврик.

Прослушивания I  тура конкурса состоятся 30 ноября. Онлайн трансляция пройдет на медиаплатформе ВГТРК "СМОТРИМ":

10:00 – Струнные инструменты

14:00 – Духовые и ударные инструменты

18:00 – Фортепиано.

Прямую трансляцию прослушиваний II тура смотрите на телеканале "Россия – Культура" и на медиаплатформе "СМОТРИМ" 1 декабря:

11:15 – Струнные инструменты

14:10 – Духовые и ударные инструменты

17:10 – Фортепиано.

6 декабря в 21:00 в прямом эфире ТК "Россия – Культура" и на медиаплатформе ВГТРК "СМОТРМ" трансляция финала и Торжественного закрытия XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик".

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:

Телеканала "Россия 1" и "Россия 24", РИА Новости, Sputnik, "Российская газета", проект ТАСС "Ньюм", радио "Орфей", радио "Маяк", Радио России, Радио "Культура", Вести FM, газета "Музыкальное обозрение".

О КОНКУРСЕ

Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик" учрежден телеканалом "Культура" в 2000 году. Юные артисты, не достигшие 15 лет, выступают на академических сценах столицы России, исполняя сложнейшие классические произведения и сочинения современных композиторов. Для молодых музыкантов – это уникальная возможность заявить о себе и подняться на новую ступень в профессиональном развитии. Благодаря прямым телевизионным эфирам и онлайн-трансляциям всех этапов конкурса его участники получают многомиллионную аудиторию, известность и признание публики. В финале конкурса лауреаты традиционно выступают в сопровождении симфонического оркестра на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.

С 2016 года "Щелкунчик" является членом Европейской ассоциации музыкальных конкурсов для юношества (EMCY). XVI конкурс стал финалистом профессиональной телепремии ТЭФИ в номинации "Передачи для детей и юношества".

Состязание талантов не заканчивается для его участников церемонией закрытия, наградами и подарками. Конкурсанты "Щелкунчика" поступают в лучшие музыкальные учебные заведения страны, при поддержке известных российских и зарубежных музыкантов концертируют в разных городах России и мира, участвуют в престижных музыкальных фестивалях.

Актуальная информация о XXII Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов "Щелкунчик" размещается на платформе "СМОТРИМ" и на Фейсбуке.

читать текст

17 ноября 2021

Форум "Музейный гид 2021"

Эксперты обсудят будущее музеев, их точки роста и новые роли на ежегодном Форуме "Музейный гид-2021".

С 30 ноября по 2 декабря в гибридном формате пройдет ежегодный Форум "Музейный гид", организатором которого выступает Благотворительный фонд Владимира Потанина. В этом году участники смогут посетить площадки Форума онлайн. В режиме реального времени зрители смогут принять участие в обсуждениях, дебатах и воркшопах: для этого потребуется лишь зарегистрироваться на сайте мероприятия.

Деловая программа Форума включает в себя три тематических блока, посвященных будущему музеев, их точкам роста и новым ролям. Площадка мероприятия объединит музейных профессионалов и специалистов из смежных областей.

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева: "Трансформация музейной сферы как в офлайн-, так и в онлайн-пространстве происходит сегодня с невероятной скоростью: меняются ожидания посетителей, технологии привносят в музейную практику новые продукты и инструменты, музеи все интенсивнее осваивают интернет, активно взаимодействуя в сети не только со своими аудиториями, но и с музейным сообществом, в том числе на глобальном уровне. Поменялась музейная среда, содержание экспозиций, роль музеев в обществе. Все это еще предстоит переосмыслить. Именно поэтому сегодня разговор о будущем музеев важен как никогда".

В рамках тематического блока "Запрос на будущее" 30 ноября эксперты рассмотрят главные тенденции и перспективы в социальной, технологической, культурной сферах, которые будут формировать в ближайшем будущем контекст деятельности музеев, а также поговорят о том, как изменились современные посетители музеев, и к каким механизмам необходимо прибегать, чтобы помочь обществу актуализировать исторический опыт и использовать его для развития.

1 декабря гости Форума исследуют тему "Лаборатория трансформации" в панельной дискуссии "Границы музея2 с руководителями музеев и экспертами из областей урбанистики и социокультурного проектирования, а также узнают об актуальных трендах и тенденциях региональной политики музеев, подключившись к дискуссии "Стратегии территориального развития".

Завершающий день Форума, 2 декабря, будет посвящен социальным практикам и процессам, которые уже пришли в музейную практику и сформируют облик музея как социального института в будущем.

Кроме дискуссионных площадок, участники Форума смогут по предварительной регистрации посетить различные мастерские и воркшопы. 30 ноября можно попасть на мастерскую "Как проектировать пользовательский опыт в музее", 1 декабря – разобраться в тонкостях комьюнити-билдинга на занятии в мастерской "Как построить сообщество", и изучить нюансы прогнозирования и управления рисками на воркшопе "Как видеть риски и готовиться к ним". 2 декабря участников Форума ждет воркшоп "Сила присутствия. Как проектировать и измерять социальное влияние музеев", спикеры которого помогут понять, как оценивать и проектировать социальное влияние, которое музеи оказывают на современное общество. 

Среди приглашенных спикеров и экспертов Форума: генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничествуМихаил Швыдкой, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровской, руководитель отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина Евгения Киселева, Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш, дизайнер посетительского опыта и эксперт по инклюзии Вера Шенгелия, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, публицист, писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Архангельский, генеральный директор Universal University Екатерина Черкес-Заде, директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке Лариса Котрелева, директор Московского международного салона образования Максим Казарновский, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин, руководитель Культурного центра местного сообщества SEP COMMUNITY Александр Юминов, директор музейно-выставочного центра г. Находка Марина Нургалиева, председатель региональной общественной организации "Эколого-культурное объединение "Слобода" Анна Бердникова, журналист и искусствовед Мария Семендяева.

Подробная информация и регистрация на мероприятие на официальном сайте.

читать текст

17 ноября 2021

Международная конференция "Искусство и практики гостеприимства" опубликовала программу

Международная конференция "Искусство и практики гостеприимства", которая пройдёт в Выксе и Нижнем Новгороде в гибридном формате, опубликовала свою программу. Конференция откроется 25 ноября на гостеприимной площадке Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) и завершится в Выксе 28 ноября.

Деловой сектор программы посвящен арт-резиденциям, он также станет II Форумом Ассоциации арт-резиденций России.

Среди участников – профессионалы сферы культуры: художники, кураторы, арт-менеджеры, архитекторы, исследователи, специалисты по инклюзивным и просветительским проектам.

Конференция приурочена к открытию в 2021 году нового здания арт-резиденции "Выкса" в бывшем кафе "Волна", построенного в середине 1980-х годов на излёте советского модернизма и адаптированного под резиденцию архитектурным бюро "Новое".

Профессиональная программа будет доступна для жителей и гостей Выксы. Это дискуссии и воркшопы с участием российских и международных участников, а также параллельная культурная программа, куда войдут экскурсии в новое здание арт-резиденции, прогулки по городу и культурным пространствам Выксы, выставки "Шухов. Формула архитектуры", "На краю природы: Черный лес", выставка резидента Ивана Белова, инсталляции приглашенных художников, кинопоказы, презентации, а в Нижнем Новгороде — экскурсии по местам культуры и искусства, выставке Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина "Неназываемое. Избранные работы из коллекции Московского музея современного искусства" и прочее.

Жители Выксы и Нижнего Новгорода смогут лично присоединиться к профессиональным событиям конференции, познакомиться с участниками конференции лично и получить международную экспертизу.

Алиса Багдонайте, куратор арт-резиденции "Выкса", руководитель конференции: "Говоря о Выксе, мы сразу назовём известный фестиваль, арт-резиденцию, которая работает здесь с 2017 года, и новое здание этой арт-резиденции в бывшем кафе "Волна", которое совсем скоро откроется. Этот город ждет гостей, художников, исследователей  по всему очевидно, что он гостеприимен. Для нас гостеприимство  это что-то отличающее один уютный дом от другого, что-то в его самом содержании. Когда мы собираемся приехать в этот дом, то как мы его для себя открываем? Каким будет сценарий идеального гостеприимства? Для этого мы приглашаем в наш дом гостей из разных городов, с разным опытом и из разных сфер, чтобы обсудить это с ними вместе".

Нижний Новгород, 25 ноября 2021 г.

Выкса, Нижегородская область, 26 – 28 ноября 2021 г.

В профессиональной и культурной программах могут быть изменения, отслеживать их состояние можно на сайте и в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Telegram, Twitter.

Проект реализуется при поддержке благотворительного фонда "ОМК-Участие" и с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

читать текст

15 ноября 2021

В Музее Москвы откроется новая выставка о Капотне

17 ноября в Музее Москвы открывается новая выставка междисциплинарного проекта о районах и для районов "Москва без окраин". Первая экспозиция рассказывала про Таганку, вторая будет посвящена Капотне – индустриальному району возле МКАДа, который в последние годы все чаще вызывает интерес исследователей и горожан.

Капотня – это уникальный район со своим особенным внутренним устройством и укладом жизни. Здесь есть градообразующее предприятие, жилые кварталы, зеленые зоны и инфраструктурные объекты. Войдя в состав Москвы в 1960 году, Капотня сегодня является благоустроенным районом, важной частью мегаполиса.

Современная Капотня наследует советской традиции планировок городских пространств и развивается в соответствии с актуальными тенденциями в урбанистике и благоустройстве. Расположенный здесь Московский нефтеперерабатывающий завод снабжает топливом заправки и аэропорты столицы, а сам район демонстрирует уникальную модель построения локальной идентичности, включающей промышленность, природные ландшафты и очарование повседневной жизни небольшого городка.

Капотня – район, в котором, по словам местных жителей, все друг друга знают. История места будет представлена через рассказы и воспоминания людей. Так, раздел выставки, посвященный планировке и внутреннему устройству, объединит архитектурно-градостроительные документы с личными историями и семейными фотографиями. В части экспозиции, собранной самими жителями, будут представлены как семейные реликвии, например, коллекция памятных значков Московского нефтеперерабатывающего завода, так и бытовые вещи, за которыми скрываются важные для района сюжеты, среди которых – предметы, купленные в капотненском универмаге, бывшим в советское время одним из лучших магазинов столицы.

К процессу подготовки выставки и взаимодействию с жителями района присоединились современные художники. Режиссер-документалист Наталья Касьянова сняла лирическую видеозарисовку о жизни капотненских пенсионеров, а саунд-художник Олег Макаров создал аудиоинсталляцию, объединяющую коллекцию собранных в районе звуков. Художники школы "Свободные мастерские" Московского музея современного искусства организовали серию дрейфов – спонтанных прогулок по Капотне, вдохновивших их на создание фотографий, видео, скульптур, объектов и даже небольшого стрит-арт-проекта.

Участники выставки

Горожане: Раиса Акатова, Виктор Акатов, Раиса Аладышева, Александр Барсуков, Николай Борисов, Ольга Вакуленко, Степан Ванеян, Вячеслав Генералов, Светлана Грачева, Алексей Дроздов, Юрий Ерохин, Татьяна Зоря, Анна Кан, Татьяна Кононова, Ирина Короткова, Александр Князев, Геннадий Кузовлев, Ирина Кузовлева, Владимир Маленкин, Валентина Мамонова, Тамара Мастеркова, Людмила Мостовая, Клара Назарова, Никита Наянзин, Мария Облицова, Зоя Овсянникова, Татьяна Пименова, Дмитрий Полищук, Инна Попова, Николай Проворов, Светлана Рязанцева, Елена Самкова, Валерий Селищев, Борис Солодов, Ольга Трошина, Сергей Харин, Людмила Шабалина, Юрий Шалимов, Анна Юрова.

Учащиеся "Школы в Капотне": Мадина Глазунова, Полина Зуева, Александра Кононова, Анна Кочеткова, Полина Лосева, Никита Лукин, Александра Мельникова, Вероника Мысенкова, Артемий Новиков, Артём Петров, Мария Полянская, Кузьма Попов, Дарья Расщепкина, Виктория Рябинина, Екатерина Трунова, Софья Фейгина, Елизавета Чегадаева, Олеся Язева.

Саунд-художник: Олег Макаров.

Режиссер-документалист: Наталья Касьянова.

Фотограф раздела "Природа Капотни": Виктор Лягушкин.

Художники школы "Свободные мастерские" Московского музея современного искусства: Евгений Аверин, Мария Архипова и Дмитрий Игнатьев, Ольга Городенская, Глеб Зырянов, Таня Макарова, Элина Марусова, Галина Масленникова, Варвара Морозова, Кристина Пашкова, Анна Сапунова, Алёна Троицкая, Павел Чекулаев.

Эксперты, консультанты и исследователи-ассистенты: Варвара Андреева, Амир Гайнутдинов, Елизавета Казакова, Наталья Катонова, Марина Крышталёва, Надежда Лозина, Илья Марков, Алла Мировская, а также команда раздела "Природа Капотни" – Глафира Паринос, Елена Угловская и Маргарита Атрощенко.

Кураторская группа: Полина Жураковская, Алиса Савицкая, Мария Сакирко.

Продюсер: Ольга Чумичева.

Художники экспозиции: Анна Муксунова, Анна Скржинская.

Автор идеи: Алиса Савицкая.

Даты проведения: 17 ноября 2021–20 марта 2022.

Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы.

читать текст

15 ноября 2021

Межмузейный выставочный проект "Покой и Радость" в петербургском "Манеже"

В Центральном выставочном зале "Манеж" состоялось открытие масштабной выставки под названием "Покой и Радость".

"На экспозиции в Манеже не будет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма. Выставка "Покой и Радость"  это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации.

Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный, где bel paese Италия – место вдохновения, а в кругу семьи – тихие домашние радости, где русские мотивы навевают пасторальные настроения, а природа полна очарования. Гармония проявляется в созвучии колорита и чистоте пропорций, в безмятежности и красоте".   – Семен Михайловский, куратор, ректор Санкт-Петербургской академии художеств.

На выставке в Манеже представлены произведения более 100 русских художников (в том числе Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций 39 ведущих музеев России и зарубежья.

Саундтрек проекта создан композитором и пианистом Антоном Батаговым. Альбом с музыкальными произведениями, которые прозвучат на выставке, впоследствии будет издан рекорд-лейблом Fancymusic – крупнейшим издателем новой российской классической музыки.

"Концепция этого проекта сразу показалась мне очень близкой, и я с радостью согласился написать музыку, которая станет проводником по выставке. Куратор в данном случае делает то же самое, что делает современный музыкант, сочиняя музыку, в которой мы не "покоряем пространство и время", а, наоборот, слушаем гармонию покоя, просвечивающую сквозь современную суету и психоз.

Италия как мечта, как образ и как источник вдохновения – и ее проекция на русское искусство. Это происходило и в живописи, и в музыке. Божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе  не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В музыке, которую я написал для выставки "Покой и радость", "тема Италии" проходит сквозным пунктиром, как "Прогулка" в "Картинках с выставки" Мусоргского: возникая из далеких отзвуков, окрашивается в разные тона, уступает дорогу другим темам  и уходит во тьму новых времен" – Антон Батагов, композитор.

Архитектурный дизайн экспозиции разработан в сотрудничестве с Агнией Стерлиговой и включает несколько тематических разделов. В работах русских художников XIX века отражены образы, возвращающие нашу память к традициям прошлого, не заостряя внимание на его социальных и политических проблемах.

В рамках выставочного проекта команда Манежа также представит увлекательную просветительскую программу (мероприятия пройдут в онлайн-формате). Она познакомит зрителя с историей и философией XIX века. Изучая шедевры изобразительного искусства, литературы и музыки, участники программы откроют для себя ту неповторимую эстетику, которая до сих пор остается интересной и привлекательной для наших современников.

Даты: 12 ноября 2021 – 30 января 2022.

Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург.


***

Куратор – Семен Михайловский

Композитор – Антон Батагов

Координатор – Светлана Зенина

Подробности на сайте

читать текст

15 ноября 2021

Выставка "Французский вкус князей Юсуповых" в музее "Новый Иерусалим"

20 ноября 2021 года в музее "Новый Иерусалим" откроется выставка "Французский вкус князей Юсуповых", которая представит крупнейшее частное собрание XVIII – первой трети XIX века, принадлежавшее дипломату, директору Эрмитажа и Оружейной палаты князю Николаю Борисовичу Юсупову и его потомкам. Проект предлагает новый взгляд на историю коллекционирования, рассказывая об истоках этого явления в России.

Сейчас российские музеи переживают всплеск интереса к истории коллекционирования. Большинство выставок сосредоточены на периоде второй половины XIX – начала XX века, в частности на собраниях Щукиных и Морозовых, которые стали такими же звездами медийного пространства, как мастера русского авангарда. Выставка "Французский вкус князей Юсуповых" актуализирует более ранние страницы коллекционирования.

Юсуповская коллекция хорошо известна не только в России. Начало собранию князей Юсуповых положил самый знаменитый представитель семьи, князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Он завоевал репутацию истинного знатока живописи еще при жизни, был завсегдатаем Салонов в Париже, лично знал ведущих европейских художников своего времени и состоял с ними в переписке, был известен своей невероятной щедростью, когда обращался к художникам с заказами. Значительная роль в сохранении развитии коллекции принадлежит наследникам Юсупова, которые не только не распродавали произведения из коллекции, но и регулярно пополняли собрание.

На выставке "Французский вкус князей Юсуповых" зрители увидят историю французской живописи глазами знаменитого русского коллекционера Николая Борисовича Юсупова, чье собрание сегодня хранится в нескольких российских музеях. Всего будет показано 37 работ.

В экспозицию войдут работы Музея-усадьбы "Архангельское", который впервые так щедро показывает за своими пределами уникальную коллекцию. В нее входят художники, чьими произведениями не могут похвастаться даже крупные художественные музеи России, такие как Жан Тассель и Арман Шарль Карафф. На выставке будут представлены работы ведущих мастеров французской школы из собрания Архангельского – это Франсуа Буше, Юбер Робер, Клод Жозеф Верне, Элизабет Виже-Лебрен, Маргерит Жерар и многих других.

Также посетителям предстоит увидеть целый ряд картин, ранее не участвовавших ни в одной выставке и прошедших научную реставрацию.

Знакомые зрителям и неизвестные картины исторического собрания благодаря выставке "встретятся" в залах Ново-Иерусалимского музея.

Одна из особенностей выставки заключается в том, что она объединит и позволит по-новому оценить полотна большого формата, которые в исторической экспозиции дворца в Архангельском не всегда возможно рассмотреть с близкого расстояния.

Экспозиция выставки состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней большой юсуповской коллекции.

Раздел "Воображаемое путешествие", посвященный пейзажам, представит работы французских художников XVIII века Юбера Робера и Клода Жозефа Верне, а также цикл из трех пейзажей Пьер-Жака Волера, напоминающий о неаполитанских путешествиях Николая Борисовича Юсупова.

В раздел "Под покровительством Амура" вошли картины с эротическими сюжетами, в которых знал толк князь Юсупов. Среди них произведения эпохи рококо ("Испуганная купальщица" Франсуа Буше, "Аполлон и Дафна" Жака Дюмона), раннего неоклассицизма ("Амур и Психея" Огюстена Бернара), картины с образами томных красавиц круга Жан-Батиста Грёза, одного из самых модных мастеров эпохи. 

В разделе с работами исторического жанра "В поисках античного величия" эффектно сопоставлены монументальная работа художника 17 века Жана Тасселя "Жертвоприношение Ифигении" и картина мастера школы Жака Луи Давида "Клятва Горациев" кисти Армана Шарля Караффа, а также написанное Никола де Куртейлем "Похищение сабинянок".

В разделе "Сцены повседневной жизни" сюжеты варьируются от традиционных "Уроков музыки", связанных с голландской традицией (Маргерит Жерар) до ученых развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения ("Электрический опыт" и "Пневматический опыт" кисти Шарля Амеде ван Лоо).

В "Портретной галерее" представлены живописные изображения Татьяны Васильевны Юсуповой кисти Жана-Лорана Монье и портреты Луизы Элизабет Виже-Лебрен и Никола де Куртейля, французских мастеров, тесно связанных с Россией и русскими заказчиками.

Николай Юсупов хотел создать "истинный музей французской живописи", и выставка по-своему отражает краткую историю французской живописи — глазами просвещенного русского коллекционера, со своими пристрастиями и увлечениями.

Проект отражает важную особенность жизни музеев в последние несколько лет: укрепление связей между российскими институциями, которые осваивают разные виды и способы профессионального сотрудничества. Он продолжит и органично дополнит большую выставочную программу музея "Новый Иерусалим", недавно получившего статус "государственного историко-художественного", в собрании которого также хранятся произведения из дворянских усадебных коллекций, современных юсуповской.

Куратор проекта: Елена Борисовна Шарнова, кандидат искусствоведения, доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ.

Выставка продлится до 28 августа 2022 года и будет сопровождаться дополнительной образовательной программой для посетителей. 

читать текст