Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Сми о нас


17 октября 2014

В эфире - Борис Пильняк

Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Пильняка. Этот юбилей, к сожалению, не стал событием. ГРК "Радио России" отмечает его 10-серийным радиоспектаклем "Грэго-тримунтан", созданным по рассказам Пильняка. "Радио России-Культура" - будни 12.05

Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Пильняка. Этот юбилей, к сожалению, не стал событием. ГРК "Радио России" отмечает его 10-серийным радиоспектаклем "Грэго-тримунтан", созданным по рассказам Пильняка. В сценарии использованы также документы из архивов и переписка писателя.

Автор сценария и продюсер проекта Ольга Хмелёва выбрала довольно известный, но в данном случае совершенно оправданный театральный приём: одного персонажа играют несколько актёров, что помогает сделать его фигуру более объёмной и разносторонней: "Я решила разделить образ писателя на Вогау (это настоящая фамилия нашего героя) и Пильняка (псевдоним). Ведь в восприятии многих Алексей Пешков и Максим Горький - два разных человека. Такой же подход я выбрала и к личности Бориса Пильняка".

Пильняка-Вогау сыграли заслуженные артисты России Анатолий Белый и Игорь Гордин. Рассказывает Анатолий Белый: "Радиопьеса создана в форме допроса человека, больного раздвоением личности. В действительности этот факт имел место - в тюрьме у Пильняка обострилась душевная болезнь. Можно сказать, что я всё-таки больше Вогау, более поэтическая и творческая часть личности, ведь известно, что писатель считал себя последователем Блока. Пильняк - вторая половина, трезво оценивающая действительность, озлобленная на неё, грубая, жёсткая, - не секрет, что Пильняк сотрудничал с органами". Также в постановке заняты народный артист России Николай Чиндяйкин и молодые актёры - Виктория Садовская-Чилап и Сергей Еськин. Всё они исполняют по нескольку ролей. Название радиоспектаклю дал романтичный рассказ о неразделённой любви, прошедшей через всю жизнь. Создатели постановки сознательно ушли от тяжёлых, социальных произведений Пильняка, сосредоточившись на поэтичных любовных рассказах, которые прерываются суровой действительностью: арестами, допросами, смертью… Большое место в спектакле занимает музыка Андрея Попова.

Режиссёр спектакля Максим Осипов подчёркивает: "Самое главное для нас - оставить сильное впечатление у слушателей. Пусть они не будут знать имён персонажей, пусть забудут какие-то нюансы и повороты сюжета. Важно, чтобы у них осталось ощущение соприкосновения, как ни громко это звучит, с произведением радиоискусства. Это наша сверхзадача".

10-серийный радиосериал "Грэго-тримунтан" звучит с 20 октября на волнах "Радио России" (по будням 13.10) и "Радио России-Культура" (будни 12.05).

читать текст

14 марта 2014

Время Стругацких

В эфире "Радио России" и Радио "Культура" - премьера. Сразу две радиостанции представляют сериал по известной фантастической повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Это один из самых любимых писательских тандемов в нашей стране. Над инсценировкой работают Евгения Добровольская, Игорь Костолевский, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий, Владислав Ветров

В эфире "Радио России" и Радио "Культура" - премьера. Сразу две радиостанции представляют сериал по известной фантастической повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Это один из самых любимых писательских тандемов в нашей стране.

Неудивительно, что на приглашение участвовать в работе над инсценировкой мгновенно откликнулись такие известные и занятые актёры, как Евгения Добровольская, Игорь Костолевский, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий. Одну из ролей исполнил ведущий актёр театра "Современник", заслуженный артист России Владислав Ветров. По окончании работы он ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Вы работаете в кино, на телевидении, в театре, теперь и на радио. Нравится ли вам работать у микрофона? Некоторые называют радиотеатр особым жанром искусства.

- Я так не думаю. Но тем не менее у микрофона человек преображается. Уходит ответственность за внешний образ, которую несёт артист перед зрителем. Появляется возможность углубиться в роль, не обращая внимания на то, как выглядишь. Можно больше уделить внимания авторским интонациям. Актрисы в возрасте у микрофона превращаются в девочек, артисты меняют амплуа, характеры. Играют то, что они никогда бы не сыграли на сцене.

- А что вам дала работа на радио?

- Я благодарен радиотеатру, но с довольно неожиданной стороны. У меня не хватает времени на чтение. А работа над ролями на радио - хорошая возможность обратиться к замечательной литературе, узнать новое, переосмыслить прочитанное ранее. Так было и со Стругацкими. Мне, да и остальным тоже, пришлось освежать в памяти то, что читали в юном возрасте. Работалось нам очень весело. В тексте часто попадалась научная терминология. Произносить сложные умные слова нам зачастую помогали своеобразные мимика и жесты. Мы все едва сдерживали смех! Хорошо, что это была радиозапись! С другой стороны, могла бы выйти замечательная комическая миниатюра. Эту повесть уже экранизировали когда-то, на мой взгляд, не очень удачно. В прошлом году мы с Андреем Паниным незадолго до его гибели обсуждали возможность новой постановки. Повесть-то замечательная, очень актуальная.

- Вам не кажется, что искусство всё же в долгу перед Стругацкими, не так уж часто к ним обращаются?

- Я уверен, что Стругацкие - это навсегда! Но, наверное, время диктует интерес к ним. Внимание проявляется какими-то этапами…

- То есть сейчас наступает новый этап, а теперь вот радиосериал…

- Думаю, да. Показателен последний Московский кинофестиваль, где первые призы получили восточные картины, не развлекательного характера, иногда жёсткие и жестокие, но заставляющие думать. Публика становится более серьёзной. Время развлекухи, надеюсь, проходит, а значит, наступает время таких писателей, как Стругацкие. К тому же, иногда закрадывается мысль, а всегда ли современные учёные знают, к чему ведёт их открытие? Может быть, участившиеся природные бедствия и есть предостережение Природы о том, что человечество движется не совсем в правильном направлении? А ведь именно об этом и говорится в повести "За миллиард лет до конца света"!

читать текст